Казахстан и Узбекистан создают зону свободной торговли

Виктория Панфилова, Жана Ержанова
Независимая газета, N86, 24.04.2008, с. 8

Вчера завершился визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Казахстан. Одним из его итогов стала договоренность с Нурсултаном Назарбаевым о создании зоны свободной торговли между двумя странами.

Президент Узбекистана Ислам Каримов нанес удар по самолюбию Нурсултана Назарбаева, забраковав идею региональной интеграции. Он заявил, что создание союза центральноазиатских стран, инициированное Назарбаевым, для Ташкента «неприемлемо». «Раз и навсегда хочу заявить, чтобы не было никаких спекуляций по этому поводу», - сказал Ислам Каримов. Он полагает, что о союзе говорить преждевременно, поскольку «уровень развития стран Центральной Азии несопоставим».

Президент Узбекистана, как известно, является приверженцем развития двусторонних отношений. Поэтому вместо региональной интеграции он предложил торговую. Перспектива появления зоны свободной торговли двух стран понравилась президенту Казахстана. Сегодня руководители двух государств одинаково недовольны уровнем товарооборота, который хоть и возрос в два раза - до 1,4 млрд. долл., но далек от желаемого и возможного. Президенты договорились создать специальную рабочую группы для подготовки документов по свободной торговой зоне. Возглавят ее вице-премьеры двух стран. Назарбаев распорядился к августу «дать вразумительный ответ о том, как преодолеть существующие трудности». «Речь идет об унификации таможенных и других пошлин, а также о внедрении различных преференций, которые могли бы облегчить и улучшить товарообмен», - отметил президент Казахстана.

Как заметили «НГ» в пресс-службе казахстанского МИДа, разговор о свободной торговле между странами ведется не первый год. Однако, как пояснили «НГ» в Министерстве индустрии и торговли Казахстана, его реализация «тормозилась» узбекской стороной. Изначально Астана предлагала Ташкенту создать торгово-логистический центр на границе. Но в Узбекистане посчитали проект нецелесообразным, и дело зависло. В Министерстве индустрии полагают, что, возможно, теперь этот вопрос сдвинется с мертвой точки. Чиновники не исключают, что торговая зона будет создана по аналогии с китайской.

Китайско-казахстанский центр приграничного сотрудничества функционирует с 2005 года. Это международный транспортно-торговый узел, в который входят так называемый сухой порт и административно-деловой, культурный и гостиничный центры. Здесь расположены ярмарочная территория, транспортно-логистический терминал, бизнес-центры, офисы банков и страховых компаний, торговые и туристские представительства.

Такой же совместный потенциал имеется у Казахстана и Узбекистана. «Возможности для наращивания торгово-экономического сотрудничества у двух стран есть. Особенно после того, как Узбекистан вступил в решающую стадию приватизации и разгосударствления экономики страны», - отметил «НГ» независимый эксперт по вопросам экономики Тулеген Аскаров. По его мнению, на данном этапе в Узбекистане пока нет условий для широкого вхождения иностранного бизнеса. «Ограничения на валютные операции, административные барьеры, высокие таможенные пошлины, коррупция - все это делает среду непривлекательной для ведения бизнеса. А зона свободной торговли, согласно международным требованиям, предполагает отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных ограничений», - сказал эксперт.

Как отмечают казахстанские бизнесмены, им приходится работать через подставные фирмы, зачастую российские. Тем не менее казахстанский капитал присутствует в ряде отраслей - производство хлопкового волокна, строительных материалов, химической промышленности. А вот что касается банковского сектора, в развитии которого Казахстан преуспел, то в Узбекистане открыто лишь представительство Банка Развития Казахстана.

Впрочем, эксперты не уверены, что инициативе Ислама Каримова по созданию зоны свободной торговли в ближайшее время будет дан ход. «Узбекистан желает скорее перейти к зоне свободной торговли, потому что остро нуждается в поставках зерна и муки. При достижении соответствующей договоренности Ташкент смог бы приобретать зерно по льготной цене», - отметил «НГ» Тулеген Аскаров. Мешает реализации планов, по его мнению, борьба за лидерство в регионе, хотя здесь вполне могут быть и два лидера: Узбекистан и Казахстан сильны каждый по-своему.

Материалы предоставлены
агентством WPS.