Повод для оптимизма

Андрей Васильев
Новые известия, 18.12.2006, с. 4

Казахстан становится в авангарде реформирования СНГ

Необычно скромно отмечается 15-летие СНГ. Без пафосных речей и хвалебных статей, густо приправленных восклицательными знаками. И это вполне объяснимо: слишком много вопросов связано с настоящим и тем более будущим СНГ.

Главный из этих вопросов недавно озвучил президент России Владимир Путин: «Либо мы добьемся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждет размывание этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников». По сути, глава России без обиняков высказал то, что уже давно кулуарно обсуждается в политических кругах государств, входящих в эту организацию. Собственно, сомнения в жизнеспособности и эффективности СНГ высказывались еще на заре его основания. Ведь в то время для одних участников Содружества это был прообраз нового мощного политико-экономического объединения по образцу Евросоюза, для других - скорее, формой «цивилизованного развода».

То, что за минувшие полтора десятилетия СНГ все-таки не развалилось, это, конечно, факт отрадный, но, тем не менее, не дающий особых поводов для восторгов. За эти годы не удалось не только реинтегрировать постсоветское пространство, но хотя бы выработать общую позицию по большинству принципиально важных вопросов. Как заметил на недавнем саммите в Минске президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который сейчас возглавляет эту организацию, ею было принято свыше 1600 документов, но более 70% из них не подписаны и не работают. Да и о каком тесном взаимодействии и едином подходе может идти речь, когда два из 12 государств союза фактически находятся в состоянии войны, в некоторых других так и не смогли уладить сепаратистские и плановые конфликты, третьи не скрывают своих намерений влиться в Евросоюз и НАТО. Кроме того, слишком уж неравны страны Содружества по своим стартовым возможностям, в первую очередь - по природному и экономическому потенциалу.

Несмотря на это, пятнадцатилетнее существование СНГ уже само по себе свидетельствует о существовании серьезных центростремительных сил в странах. некогда подписавших Алма-Атинскую декларацию, о понимании в правящих кругах той истины, что и старые проблемы, и нынешние вызовы современности им не решить в одиночку. Именно таким пониманием объясняется позиция России, которая все эти годы пыталась превратить Содружество в эффективную и реально действующую организацию. И здесь у нее нашелся надежный союзник и единомышленник - Казахстан. А его руководитель Нурсултан Назарбаев в последние годы выступает в роли главного «собирателя постсоветских земель». Казахстанский президент, по мнению многих аналитиков, с самого начала занял прагматичную и трезвую позицию. Он исходит из того, что интеграция - это достаточно долгий процесс согласований, компромиссов, «притирки» всех сторон. Ее «кавалерийской атакой» не проведешь. А потому нужно находить общие точки соприкосновения, те направления совместной деятельности, по которым у лидеров стран СНГ мнения близки или во многом совпадают. Более того, совсем необязательно вести такую работу в рамках всего Содружества - можно объединяться в своего рода «союзы по интересам» нескольким государствам с тем, чтобы к ним со временем присоединились и другие. Они-то, по замыслу Назарбаева, и могут стать тем локомотивом, который впоследствии потянет за собой в «светлую даль» весь состав СНГ. Так родились идеи ЕврАзЭС и ОДКБ - организаций, интегрирующих усилия ряда стран в области экономического и военного взаимодействия, а затем и Шанхайской организации сотрудничества, в которую помимо пяти стран - членов СНГ вошло и одно «несоветское» государство - Китай. Сейчас на повестке дня формирование Открытого экономического пространства и Таможенного союза.

Однако все эти международные объединения отнюдь не преследуют цель подменить СНГ. Об этом свидетельствует и новый план реформирования Содружества, инициатором которого выступил президент Казахстана. Некоторые его детали он раскрыл на неформальном саммите СНГ в Москве летом этого года. Тогда Назарбаев не без горечи отметил, что организация фактически превратилась в клуб для встреч президентов, поскольку принимаемые решения не являются обязательными для всех. И предложил, чтобы в будущем все документы принимались консенсусом и были обязательны для исполнения. Он выделил пять направлений сотрудничества, которые, по его мнению, могут быть поддержаны всеми. Это миграционная политика, транспортная, образовательная система, вопросы борьбы с вызовами сегодняшнего дня и гуманитарная проблема, В ходе обсуждения к ним были также добавлены формирование единого подхода в международных вопросах и общее пространство в сфере оборонной политики.

Именно эти точки взаимодействия легли в основу доклада о путях совершенствования СНГ подготовленного специально созданной Группой высокого уровня. Казахстанский лидер надеялся, что он будет принят на предъюбилейном ноябрьском саммите в Минске. Но, к его глубокому разочарованию, там ограничились лишь тем, что поручили Совету министров иностранных дел СНГ разработать концепцию реформирования Содружества и представить ее до 1 июня 2007 года.

Но как бы то ни было, в Минске удалось избежать главной опасности - раскола. Более того, в ходе дискуссии практически все государства подтвердили свое стремление сохранить Содружество и развивать его с тем, чтобы оно в большей степени отвечало требованиям времени. На пресс-конференции в Минске Нурсултан Назарбаев, возвращаясь к событиям 15-летней давности, отметил: «Нашими общими усилиями было построено новое сообщество - Содружество Независимых Государств, которое позволило в то сложное и непредсказуемое время развивающимся государствам сохранить отношения между собой». Ну а в том, что касается нынешних задач, то, по его словам, «все едины во мнении, что необходимо повысить эффективность СНГ, придать нашему сотрудничеству новый импульс и энергию». Такая общая решимость дает определенный повод для оптимизма и вселяет надежду на то. что Содружество правильно выбрало путь, по которому будет идти в предстоящие годы.

Материалы предоставлены
агентством WPS.