Казахстан ждет…

Андрей Родионов
Трибуна, N48, 08.12.2006, с. 5

Брюссельское заседание Совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе завершилось без совместной итоговой декларации

Двухдневный форум сосредоточился на реформе ОБСЕ, урегулировании «замороженных конфликтов», но продемонстрировал лишь кризис самой организации.

Три так называемые «корзины» формально объединяют интересы 56 государств ОБСЕ: военно-политическая, экономическая и правочеловеческая. Но угроза открытого военного противостояния в Европе давно превратилась в миф, а торгово-экономическое сотрудничество на просторах от Ванкувера до Владивостока гораздо успешнее развивается в иных организациях. Зато «третья корзина», часто сопряженная с деятельностью Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), напоминает о себе часто - по крайней мере всякий раз, когда на территории бывших советских республик случаются выборы.

Поэтому именно БДИПЧ оказалось в центре жарких споров о глубоком реформировании организации. «Проявляется дисбаланс в деятельности ОБСЕ, - подчеркнул глава МИД РФ Сергей Лавров. - Абсолютный центр тяжести перенесен в гуманитарную и правочеловеческую сферу». «Считаем, что мониторинговая деятельность должна осуществляться не на основе внутренних инструкций Бюро, а быть подотчетной Постоянному совету», - указали в совместном обращении министры Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, выдвинувшие инициативу разработать конкретную общепризнанную методологию работы БДИПЧ по наблюдению за выборным процессом.

Однако ярым защитником нынешней роли БДИПЧ выступили Соединенные Штаты. Как заявил заместитель госсекретаря США Николас Бернс, его страна «против ослабления Бюро, которое остается необходимым инструментом для мониторинга выборов и соблюдения прав человека». Как выяснилось, главу американской делегации больше беспокоил вопрос «вывода всех иностранных войск из суверенных государств». Конечно же, речь шла не об экспедиционных контингентах США в Ираке или Афганистане. Имелись в виду российские военнослужащие в Грузии (откуда, собственно, уже выводятся) и в Молдавии (где охраняют оставшиеся на территории Приднестровья склады с устаревшими боеприпасами).

В самый настоящий камень преткновения превратилась «третья корзина» и на пути Казахстана, подавшего заявку на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Несмотря на поддержку Астаны со стороны восточных стран и даже таких западных авторитетов, как Германия и Франция, американцы с англичанами усомнились, что республика перестроилась на демократический лад.

Казахстану было предложили подождать до 2011 года, на что министр иностранных дел Касым-Жомарт Токаев ответил решительным отказом и посоветовал «оставить стереотипы эпохи «холодной войны» в прошлом». «Республика - равноправный член ОБСЕ с 1992 года и достигла с тех пор впечатляющих успехов на региональном уровне как в плане экономического развития, так и в отношении либерализации общества, - пояснил нам сам глава государства Нурсултан Назарбаев, как раз находившийся в это время с визитом в Брюсселе. - Думаю, что в сегодняшнем конфликтующем мире опыт Казахстана, где ровно, без потрясений проживают 33 народа, исповедующих до 46 различных конфессиональных направлений, будет востребован». В конце концов, напомнил президент, кандидатура его страны была выдвинута коллективно от 12 государств СНГ. Поэтому Астана (кстати, первой подавшая заявку) просто не имеет морального права на единоличную смену позиции.

В итоге, как заявил действующий председатель ОБСЕ - глава МИД Бельгии Карел де Гюхт, участники форума не смогли прийти к единому мнению, и вопрос переносится на следующий год, когда председательствовать будет уже Испания. Ну а пока будет проверяться степень готовности Казахстана возглавить ОБСЕ, по всей видимости, все тем же пресловутым Бюро по демократизации.

Материалы предоставлены
агентством WPS.