«Роснефть» и ТНК-ВР уговорили Казахстан

Екатерина Колесникова, Людмила Подобедова
РБК daily, 07.12.2006, с. 5

Компании снизят издержки по транспортировке нефти в Китай

Российским нефтекомпаниям удалось договориться с властями Казахстана об изменении пропорции загрузки нефтепровода Атасу-Алашанькоу из Казахстана в Китай российской нефтью. В итоге поставки отечественных игроков могут составить до 60% мощности первой очереди нефтепровода, хотя ранее Казахстан настаивал на минимальном присутствии россиян.

Ожидается, что до конца 2006 года объем экспорта российской нефти в Китай составит 15 млн т. До запуска трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» поставки осуществляются железнодорожным транспортом. Осенью этого года нефть с Сахалина в Китай перевозят также танкерами. Но российские нефтекомпании жалуются на высокую стоимость перевозок по железной дороге и намекают, что существует более дешевая альтернатива - поставки в Китай части нефти по трубопроводу Атасу-Алашанькоу.

Однако власти Казахстана до последнего времени предлагали России весьма скромные лимиты поставок по трубе - 1,5 млн т на все компании из 10 млн т первой очереди «трубы». Вчера стало известно, что Казахстан передумал и готов выделить российским нефтекомпаниям квоту 6 млн т. Сразу же две российские компании - «Роснефть» и ТНК-BP - подтвердили свое намерение воспользоваться предоставленной возможностью.

По словам главы представительства «Роснефти» в Азиатско-Тихоокеанском регионе Сергея Гончарова, госкомпания рассматривает возможности поставок по нефтепроводу из Казахстана в Китай Атасу-Алашанькоу не только российской, но и казахской нефти. «Роснефть» планирует построить нефтепровод с месторождения Биикжал с врезкой в магистральный трубопровод компании «КазТрансОйл», чтобы далее поставлять нефть в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу. По словам г-на Гончарова, через нефтепровод Омск-Павлодар в Атасу-Алашанькоу в следующем году может быть поставлено около 1 млн т нефти.

Менеджер департамента управления продаж и логистики ТНК-ВР Филип Мэлори заявил, что компания ведет переговоры с «Транснефтью» о согласовании графиков по поставкам нефти в казахский трубопровод. Правда, объемы поставок не называются. Ранее ТНК-ВР заявляла, что с 1 января 2007 года намерена поставлять нефть в Китай по этому нефтепроводу по контракту с китайской CNPC. Примечательно, что в ноябре и декабре 2006 года ТНК-ВР планировала поставлять нефть в Атасу-Алашанькоу, однако у нее не получилось осуществить задуманное по «техническим причинам».

Ранее ЛУКОЙЛ также не исключал возможности поставок по Атасу-Алашанькоу нефти, добытой в Казахстане.

Аналитики считают, что Казахстан изменил свое решение благодаря двум факторам - административному давлению и нехватке собственной нефти. В частности, говорит аналитик Альфа-Банка Константин Батунин, CNPC, которая сама добывает нефть в Казахстане, связана контрактом на поставки нефти для PetroKazahstan, поэтому не смогла заполнить трубу в нужном объеме.

Однако аналитики сомневаются в том, что Россия заинтересована в постоянной квоте на прокачку нефти через Атасу-Алашанькоу. Это временное сотрудничество, считает Валерий Нестеров из ИК «Тройка Диалог». «Оно сойдет на нет, когда Казахстан выйдет на планируемый уровень добычи нефти до 160 млн т в год, которых он намерен достичь в течение 20 лет», - поясняет г-н Нестеров. По этой же причине он сомневается, что российские нефтяные компании будут наращивать объемы поставляемой по казахской трубе нефти.

Материалы предоставлены
агентством WPS.