Полновесный фактор большой политики

Олег Горупай
Красная звезда, N225, 06.12.2006, с.3

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) имеет все предпосылки для трансформации в объединение глобального значения, которое может стать одной из опорных конструкций будущего мирового порядка

Об этом заявили участники прошедшей на днях в Алма-Ате конференции «ШОС: итоги и перспективы». По мнению экспертов, инициативы ШОС нацелены на стабилизацию политической и экономической ситуации на планете, что соответствует чаяниям всего прогрессивного человечества.

Политический вектор

Сегодня налицо позитивное развитие Шанхайской организации сотрудничества, динамизм интеграционных процессов в рамках организации, устойчивые тенденции к формированию новых контуров системы международной безопасности и стабильности на постсоветском пространстве, в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Из региональной организации «Шанхайская шестерка» постепенно превращается в один из признанных мировых центров силы, заметно влияющий на глобальные политические, экономические и социальные процессы.

Ярким свидетельством тому стал юбилейный пятый саммит ШОС, который состоялся в июле 2006 года в Шанхае и в котором приняли участие высшие представители государств - участников организации - Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана, стран, имеющих статус наблюдателя при организации, - Индии, Ирана, Монголии и Пакистана, а также Афганистана. На саммите Шанхайская организация была утверждена в качестве основной и единственной региональной организации, берущей на себя всю полноту ответственности за происходящее в регионе. На это направлены новые договоренности о расширении потенциала «шестерки» в противодействии вызовам и угрозам ХХI века, обеспечении безопасности в регионе Центральной Азии, включая создание системы мер совместного реагирования членов организации на ситуации, ставящие под угрозу мир, стабильность и безопасность в регионе. В частности, были подписаны Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - членов ШОС, Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, Соглашение о технической защите информации в Региональной антитеррористической структуре.

Следует отметить, что единство идеологии и целей Шанхайской организации сотрудничества, основанных на духе взаимного уважения партнеров, равноправия членов, гармонии интересов, справедливости и учета потребностей сторон, вызывает все большее уважение в мире и делает организацию привлекательной для ее членов и потенциальных участников. При различном весе внутри Шанхайской организации существует сильная взаимодополняемость. Россия - военная и научная составляющая плюс природные ресурсы, Китай - людские ресурсы, Казахстан - углеводороды и выгодное географическое положение, Таджикистан - перспективы (совсем недавно американские специалисты обнаружили на севере Афганистана огромное месторождение нефти и газа, по некоторым данным, крупнейшее в мире, а север Афганистана - это уже и юг Таджикистана) и так далее. ШОС в настоящее время является одной из наиболее демократичных организаций, способной бороться за установление многополярного мира, укрепление международной безопасности и стабильности. Сегодня существование организации и рост ее влияния уже позволяют ее странам-членам проводить более независимую и жесткую политику, чем прежде.

Экономическая составляющая

Эксперты отмечают, что уже в ближайшие 20 лет в рамках своей организации государства ШОС будут иметь свободное обращение товаров, капитала, технологий и услуг. Не секрет, что суммарный ВВП стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, на Азиатском континенте (он равен более 2.500 млрд. долларов) составляет более половины всего валового национального продукта, который вырабатывают на континенте другие государства. С учетом возможного вхождения новых государств ШОС в своем распоряжении сосредоточит огромный людской ресурс (3 млрд. человек), половину мировых запасов нефти и газа, а также почти половину мирового оборонного потенциала. В глобальном масштабе это большая сила. Экономическое сотрудничество между странами ШОС развивается очень высокими темпами. Скажем, только товарооборот между Россией и Китаем в ближайшие годы планируется увеличить в два раза. В 2005 г. он составлял 29,1 млрд. долларов (рост на 37,1 процента по сравнению с 2004 г.).

За 5 лет своего существования ШОС сумела гарантировать политическую стабильность в Центральной Азии и создать у политических кругов региона ощущение общности интересов. Появились и первые пилотные экономические проекты. Это две современные автодороги, в том числе шоссейный коридор от Каспия до Китая по территориям России, Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Организация призывает своих членов к более широкому экономическому сотрудничеству внутри организации. Уже предложено создать на долгосрочной основе зону свободной торговли для увеличения потока товаров в регионе, ослабления торговых ограничений, например тарифов. Китай также сделал особый акцент на энергетических проектах, включая исследования новых запасов углеводородов, совместное их использование.

Энергетический клуб - новая ОПЕК?

Министерство иностранных дел России начало разрабатывать план создания энергетического клуба Шанхайской организации сотрудничества. Об этом в ходе прошедшей международной конференции «ШОС: итоги и перспективы» заявил директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России Александр Лукин. А по словам вице-министра МИД Казахстана Кайрата Абдрахманова, сегодня энергетическая дипломатия введена в разряд приоритетных направлений во внешнеполитической стратегии многих государств, в том числе и членов ШОС. По его мнению, необходимо в первую очередь избежать того, чтобы энергетическая дипломатия стала препятствием на пути развития широкомасштабного сотрудничества на рынке энергетики, будь то минеральные ресурсы или электроэнергетика. В связи с этим он подчеркнул, что основной целью энергетического клуба будет «определение приоритетных направлений развития энергетического сотрудничества».

В энергетическом клубе, с инициативой создания которого, как известно, выступил на Шанхайском саммите Президент России Владимир Путин, возможно, будут участвовать как страны - поставщики энергии (Россия, Казахстан, Иран), так и страны-потребители - Китай, Индия. Причем в случае участия в нем Ирана удельный вес газового рынка ШОС гарантированно перевалит за половину мирового объема. Для примера: удельный вес ОПЕК по нефти составляет всего 44 процента.

Отсутствие третьих стран на пути транспортировок энергоресурсов на пространстве ШОС обрисовывает самые благоприятные перспективы энергетического взаимодействия для государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества. То есть существуют достаточно широкие возможности для региональной «энергетической интеграции». Создание такого рода интеграционного объединения смогло бы решить часть насущных проблем в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) стран - участниц ШОС, обладающих столь различным энергетическим потенциалом, и оптимизировать энергетический диалог в регионе. С другой стороны, образование такого рода энергетического клуба помогло бы в итоге решить проблему экспансии ТЭК в регион, проблему замещения западных инвестиций в энергетическую отрасль и т.д.

По мнению экспертов, создание такого объединения - это требование времени, когда энергетика становится категорией геополитики. Сегодня ОПЕК продолжает оказывать влияние на цены на нефть, Евросоюз всячески старается заставить Россию подписать энергетическую хартию, которая будет регулировать отношения в этой сфере между нашей страной и основными потребителями ресурсов. И когда США и НАТО рвутся на Кавказ и стремятся закрепиться в Центральной Азии с целью установления контроля за находящимися там природными ресурсами, транспортными коммуникациями, создание Энергетического клуба в структуре ШОС следует, наверное, рассматривать в качестве одной из приоритетных задач организации.

Военный аспект

Не так давно страны - участницы Организации Договора о коллективной безопасности закончили процедуры внутригосударственного согласования проекта меморандума о взаимопонимании между секретариатом ОДКБ и секретариатом Шанхайской организации сотрудничества. Проект документа был подготовлен в ШОС и утвержден на Совете министров иностранных дел этой организации в мае текущего года. Затем решением Постоянного совета при ОДКБ он был направлен в государства-члены для согласования.

В соответствии с проектом меморандума стороны готовы сотрудничать в областях, представляющих взаимный интерес. В частности, речь идет об обеспечении региональной и международной безопасности, противодействии терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия, организованной и транснациональной преступности. ОДКБ и ШОС планируют проводить консультации и обмениваться информацией, разрабатывать совместные программы и мероприятия.

В частности, летом будущего года пройдут первые в истории двух названных организаций совместные оперативно-тактические учения «Мирная миссия Рубеж-2007». Планируется, что для участия в маневрах Россия и Китай выделят по одному мотострелковому или десантному батальону (помимо авиации и других сил обеспечения боя), Казахстан, Узбекистан и Таджикистан - по роте. Остальные государства - по взводу. На заключительном этапе под уральским городом Чебаркуль планируется присутствие президентов всех стран, входящих в ОДКБ и ШОС: России, Китая, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.

А в конце сентября в Пекине прошло заседание Совета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) Шанхайской организации сотрудничества. На нем были подведены итоги совместного антитеррористического учения в рамках РАТС «Тянь-Шань-2006», проведенного на территориях Казахстана и Китая. Совет также принял ряд решений, направленных на дальнейшее развитие сотрудничества, и утвердил план работы исполкома РАТС на 2007 год. Заседание РАТС также подтвердило неоднократно озвучиваемый факт, что ШОС объединяет шесть государств не только с целью экономического развития и сотрудничества, но и для того, чтобы обеспечивать свою безопасность и решать геополитические задачи.

Чего боится Запад?

Активная геополитическая политика и военная интеграция государств «Шанхайской шестерки» уже «напугала» США. Так, недавно заместитель госсекретаря США по странам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер от имени администрации Джорджа Буша призвал ШОС отказаться от геополитических заявлений и сосредоточиться на вопросах экономики. «Мы хотели бы видеть эту организацию сосредоточившей свою энергию на экономическом развитии, а не на геополитических заявлениях», - заявил он.

Кроме того, в американском конгрессе не так давно состоялось слушание Хельсинкской комиссии США (Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе) на тему «Шанхайская организация сотрудничества: подрывает ли она интересы США в Центральной Азии». Слушание открыл председатель Хельсинкской комиссии сенатор-республиканец Сэм Браунбэк. «Соединенные Штаты Америки не являются членом этой организации и не приглашались к участию в заседаниях, - заявил он. - В то же время Монголия, Пакистан, Индия и даже Иран являются наблюдателями в этой организации. Более того, в июле 2005 года ШОС призвала Вашингтон установить сроки вывода американских военных сил из Центральной Азии, усиливая, таким образом, подозрение, что скрытая цель организации - ослабить американское влияние в регионе». Итог подобного рода слушаний: его участники согласились в том, «что ШОС, будучи содружеством авторитарных стран, поддерживает репрессивную политику, а страны организации не торопятся вводить реформы». «Шанхайская организация сотрудничества не предусматривает никаких обязательств по проведению демократических реформ и соблюдению прав человека в странах - членах организации» - резюме американских политиков.

По их мнению, добиться изоляции США в Центрально-Азиатском регионе Россия и Китай могут позволить себе только одним способом - созданием военного блока, способного противостоять НАТО. Американские эксперты отмечают, что появление такого военного союза возможно именно на базе Шанхайской организации сотрудничества. Подобные выводы западных специалистов основываются на том, что участников ШОС объединяют, по сути, общие внешнеполитические интересы, что, безусловно, облегчит процесс создания нового блока. Во-вторых, совокупный военный потенциал стран-участниц позволит создать практически равнозначный противовес НАТО в любой точке региона и защитить более слабые в военном отношении государства - члены организации. В-третьих, финансовый потенциал участников военного блока на основе ШОС способен сделать возможным максимальную интеграцию вооруженных сил между этими странами. И самое главное - превращение Шанхайской организации в евразийский военный блок позволит создать для его участников условия для более скорого и эффективного развития, так как снизит политическое и военное давление со стороны третьих стран.

Естественно, что аспекты работы ШОС, мягко говоря, не устраивают Запад, в первую очередь американцев. Однако Шанхайская организация сотрудничества не намерена противостоять Североатлантическому альянсу и Америке. Как отметил Президент России Владимир Путин, «вопросы стабильности в регионе и в мире постоянно находятся в зоне самого пристального внимания стран - участниц организации. И здесь ШОС открыта для самого широкого взаимодействия». По мнению руководства государств - членов организации, сегодня целесообразно ориентироваться на координацию усилий и выработку согласованных подходов в сфере обеспечения безопасности на всем азиатско-тихоокеанском пространстве. Прежде всего через налаживание тесных отношений с уже действующими соответствующими региональными организациями и структурами, в том числе и с НАТО, а также мировыми государствами-лидерами.

Материалы предоставлены
агентством WPS.