Разбалансированное содружество

Василина Васильева
Московские новости, N46, 01.12.2006, с. 1, 8-9

Лучшее - враг хорошего, решил Путин и отложил реформу СНГ до 2007 года

Во вторник, 28 ноября, в Минске состоялся юбилейный, 15-й саммит СНГ. Ключевая тема белорусской встречи в верхах - реформирование содружества.

Однако лидеры стран СНГ после недолгих переговоров за закрытыми дверями приняли решение - отложить обсуждение темы переустройства альянса до июня 2007 года. К этому времени предполагается разработать окончательную концепцию реформирования организации и обсудить ее на встрече глав государств Содружества, которая должна состояться в Бишкеке следующим летом.

Предполагалось, что главной темой минского саммита станет доклад о реформировании СНГ, подготовленный Россией и Казахстаном, - из-за необходимости доработки этого документа мероприятие было передвинуто с октября на ноябрь. Однако инициативы казахстанского президента Нурсултана Назарбаева, который настаивает на том, что республикам СНГ целесообразно сотрудничать лишь в нескольких областях, а в составе организации должны остаться только те, кто готов выполнять все принимаемые решения, у российской стороны особого оптимизма не вызвали. В Москве полагают, что столь радикальные реформы пока опасны и могут разрушить Содружество. Таким образом, президенты, видимо, опасаясь опять «наломать дров», решили отложить обсуждение спорных проблем СНГ до следующей встречи, которая, возможно, произойдет гораздо раньше заявленной даты. Как стало известно «МН» от источника в казахстанской делегации, сопровождавшей президента Назарбаева в Минск, глава Казахстана вынашивает идею провести еще один саммит СНГ в середине декабря нынешнего года, но уже в неформальном варианте. Казахстанский лидер намерен пригласить своих коллег в Астану, чтобы отметить 15-летие Содружества и в более удобной обстановке согласовать позиции по всем наболевшим вопросам.

Как бы то ни было, серьезная трансформация самого крупного постсоветского альянса, похоже, готова вступить в свою активную стадию.

Не исключено, что в ближайшее время страны Содружества окончательно расколются на две полярные группы: одна из них будет иметь четкую пророссийскую ориентацию (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан), другая - проевропейскую (Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина). Сейчас эта тенденция приобретает все более ясные очертания. Так, на минувшей неделе стало очевидно, что в рамках СНГ наметился серьезный антироссийский альянс, который готовы создать Украина и Белоруссия, недовольные грядущим повышением цен на российские энергоносители. Минск и Киев пытаются договориться о возможности координации тарифной политики и намерены регулировать тарифы на транзит энергоресурсов из России через свою территорию. Примечательно, что с инициативой создания подобного «тарифного союза», к которому в перспективе планируется привлечь Грузию и Молдавию, также пострадавших от «энергетического диктата» Москвы, выступил Александр Лукашенко. На минувшей неделе белорусский лидер активно обсуждал подобные перспективы с премьер-министром Украины Виктором Януковичем, а затем и с украинским президентом Виктором Ющенко.

Кроме этого, союз с Киевом открывает Минску возможность для дипломатического маневра - для Белоруссии, «зажатой» между ЕС и Россией, Украина является прямым «коридором» в страны Восточной Европы, с которыми официальные отношения белорусской стороны уже давно находятся в стадии замороженности.

Однако в Киеве пока опасаются открыто демонстрировать теплоту отношений с Минском - на состоявшейся в рамках саммита встрече президентов Ющенко и Лукашенко украинский лидер довольно прохладно отреагировал на чрезвычайно теплый прием своего белорусского коллеги. Впрочем, сейчас на Украине нет политических сил, заинтересованных в более тесном, чем сегодня, сотрудничестве с режимом Лукашенко. «Силы, настроенные на отталкивание от Москвы, в окружении Ющенко имеются, но они - прозападные, и союз с Лукашенко им не нужен, - считает украинский политолог Владимир Малинкович. - Правительство Януковича тоже пока не намерено из-за Белоруссии ссориться с Россией».

Так или иначе, но в ходе минского саммита украинский президент провел ряд куда более важных двусторонних встреч, и прежде всего с Исламом Каримовым и Нурсултаном Назарбаевым. В Киеве сейчас усиленно ищут новые выходы на центральноазиатские энергетические ресурсы, минуя Россию, которая монополизировала газотранзит из Центральной Азии на Украину и в Европу.

Что касается перспектив участия Украины в СНГ, то на данном этапе республика не является бенефициаром этой структуры. Более того, украинская сторона выразила несогласие со многими положениями доклада группы высокого уровня о повышении эффективности и перспективах развития Содружества и намерена пересмотреть свое членство в этом альянсе перед тем, как вступить в НАТО и Евросоюз. Об этом на минувшей неделе сообщил министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк. В свете подобных заявлений до последнего момента оставался под вопросом факт прибытия Виктора Ющенко на минский саммит - украинский лидер подтвердил свое участие в этого мероприятии позже всех, за несколько часов до прилета в Белоруссию.

Также долгое время оставался под сомнением визит в Белоруссию президента Грузии Михаила Саакашвили - грузинский лидер намеревался посетить Минск только заручившись гарантиями о проведении двусторонней встречи с Владимиром Путиным. Однако переговоры российского и грузинского президентов так и не состоялись. Грузинское руководство, неудовлетворенное итогами саммита, вновь начало педалировать вопрос о выходе республики из состава СНГ. «Мы продолжаем анализировать, какие результаты может дать выход из СНГ, - заявил в минувший четверг первый заместитель министра иностранных дел Грузии Валерий Чечелашвили. - Данная работа очень серьезная и трудоемкая. В рамках СНГ была принята не одна тысяча документов. Ко многим из них присоединилась и Грузия. Поэтому сегодня сотни документов нуждаются в очень внимательном изучении. Власти Грузии сделают все для того, чтобы в случае принятия соответствующего политического решения, выход государства из состава СНГ был для страны безболезненным».

Кстати, Грузия - единственная страна СНГ, которая может спокойно выйти из этого альянса: Тбилиси присоединился к Содружеству только в 1993 году, и грузинская сторона не подписывала базовые документы, в том числе и соглашение о создании СНГ, которое вообще не подразумевает право выхода из организации. Однако в ближайшее время грузинской стороне не выгодно прерывать свое членство в рамках Содружества, поскольку не только ближайшими соседями, но и основными экономическими партнерами республики являются именно страны СНГ. В частности, на днях Михаил Саакашвили заявил, что самым крупным иностранным инвестором в экономику Грузии стал Казахстан, который, как известно, является основным стратегическим партнером России и тоже играет ключевую роль в формировании общей политики постсоветского пространства.

Более гибкую политику в рамках СНГ начала проводить Молдова, которая совсем недавно тоже склонялась к радикальному решению - покинуть ряды Содружества. Теперь Кишинев, видимо, более трезво проанализировал складывающуюся ситуацию и стал активно налаживать связи с ближайшими соседями, и в первую очередь с Москвой. Так, на саммите в Минске Владимиру Воронину удалось добиться аудиенции с российским коллегой, что не было предусмотрено протоколом. В результате непродолжительной беседы Путин и Воронин довольно быстро решили больной для экономики Молдовы вопрос о возобновлении поставок молдавского вина в Россию, что вызвало большое раздражение в Тбилиси. Видимо, что в свою очередь Молдова пообещала Москве некие уступки по приднестровскому вопросу.

Впрочем, Кишинев уже давно занимает хитрую позицию в отношении СНГ. Активно заигрывая с Западом в надежде, что с его помощью удастся решить вопрос с Приднестровьем, молдавские власти прекрасно осознают, что экономически страна полностью зависима от России, а не от Европейского Союза. Поэтому выход из Содружества и обострение отношений с Москвой автоматически ставит Кишинев в довольно сложное политическое и экономическое положение. При этом в Кремле преобладает прагматическая позиция, исходящая из того, что Россия больше не собирается финансировать какие государства СНГ в прямой или косвенной форме. «Российская Федерация не обязана и не будет содержать за свой счет никакое иностранное государство, как, к примеру, до недавнего времени содержало Украину на сумму шесть-семь миллиардов долларов в год, - заявил министр обороны и первый вице-премьер России Сергей Иванов. - Причем речь идет не только о Грузии или Украине, это касается любой страны на постсоветском пространстве».

Москва уже ясно дает понять Западу, что не возражает против того, чтобы страны ЕС взяли под свою финансовую ответственность «прозападные демократии» постсоветского пространства для развития более гармоничных отношений с Россией. Впрочем, та же Молдова всячески отказывается от настойчивых предложений Румынии об объединении и, соответственно, делегировании своего суверенитета в страны ЕС.

Однако более интересным вопросом, чем реформа СНГ, на минском саммите оказались отношения России и Белоруссии, представленные не только в свете двусторонних переговоров Путин-Лукашенко - белорусская сторона в очередной раз продемонстрировала весьма странную позицию относительно Москвы, внезапно отказавшись аккредитовать на мероприятие некоторых представителей российских СМИ. Ситуация завершилась массовым демаршем российских журналистов, которые покинули здание Национальной библиотеки, где проходила встреча лидеров СНГ. Правда, лишь перед финальной пресс-конференцией, в которой президент России не участвовал. Впрочем, несмотря на скандал, который в Минске расценили как «запланированную акцию Кремля», Путину и Лукашенко удалось-таки договориться о создании до конца нынешнего года совместного предприятия «Газпрома» и «Белтрансгаза» на паритетной основе.

Все это расставляет новые акценты в отношениях между странами Содружества, которые вновь оказались перед выбором своей дальнейшей геополитической судьбы. По мнению большинства экспертов, если реорганизация СНГ все же состоится, в этом случае Содружество может превратится лишь в «переговорную площадку», своеобразный «клуб государств», в котором будет обсуждаться ограниченный круг вопросов. Все важные функции будут перенесены в уже созданные и эффективно действующие межгосударственные объединения, например, ЕврАзЭС и ОДКБ.

Материалы предоставлены
агентством WPS.