Девелоперы идут вглубь Казахстана

Руслан Дзкуя
РБК daily, 27.11.2006, с. 8

Российские компании осваивают не только столицу, но и регионы республики

Компания «АйБи Групп» объявила о намерении выйти на рынок Казахстана. Причем освоение этого рынка она начнет не со столичных городов - Алма-Аты и Астаны, а с Актобе (бывший Актюбинск), где построит торгово-развлекательный центр стоимостью около 50 млн долл. Эксперты отмечают, что это решение «АйБи Групп» достаточно рискованное.

По сообщению «АйБи Групп», администрация Актобе уже выделила под проект земельный участок в 9,2 га. Ожидается, что площадь торгового центра составит 65 тыс. кв. м, возле него будет создана парковка на 1 тыс. автомобилей. Девелопером и соинвестором проекта выступит казахская фирма «ФриКом». Срок реализации - 2,5-3 года, окупаемость составит четыре-пять лет. Компания «АйБи Групп» возьмет на себя функции разработчика проекта, инвестора, а также займется брокериджем и, вероятно, управлением.

Эксперты считают, что рынок торговой недвижимости Казахстана имеет хорошие перспективы развития. Заместитель директора отдела стратегического консалтинга и оценки компании Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева отметила, что «рынок этот молодой, потому качественных проектов мало». По ее мнению, качественные торговые центры пока существуют только в Алма-Ате и Астане, причем их общее число не превышает и десяти. Торговые операторы, арендаторы достаточно осторожно принимают решения, однако, как подчеркивает г-жа Никуличева, «ситуация меняется очень быстро». Отставание рынка Казахстана от московского составляет порядка пяти лет, но если сравнивать с российскими регионами, то всего два-три года.

Рынок недвижимости Казахстана требует меньшего объема инвестиций, чем российский, и дает лучшую окупаемость, рассказывает генеральный директор маркетинговой группы «БЭШ» Оксана Крымина. По ее мнению, столичные города республики уже оказались в центре внимания серьезных торговых операторов, и теперь очередь за наиболее развитыми регионами. Руководитель проекта со стороны «АйБи Групп» Дмитрий Бердиган добавляет, что в Астане и Алма-Ате уже налицо конкуренция, так как на стадии проектирования и строительства находится не один десяток крупных торговых объектов, однако в казахских регионах в этом отношении работать легче.

По мнению директора по развитию компании Swiss Realty Group Ильи Шершнева, по структуре доходов Казахстан похож на Россию: на развитие экономики тоже влияет рост цен на нефть. «Нет ничего удивительного, что значительная часть свободных средств инвестируется в девелоперские проекты, реализуемые в сфере торговой недвижимости», - добавляет он.

В то же время, говоря о проблемах, с которыми может столкнуться «АйБи Групп», эксперты указывают на то, что прогнозировать развитие Актобе куда сложнее, чем развитие обеих казахских столиц.

***

Компания «АйБи Групп» работает на рынке коммерческой недвижимости с 2001 года. В активе компании пять открытых торговых центров. В качестве управляющей компании в настоящее время ведет 165 контрактов в сфере торговой недвижимости. Компания «ФриКом» основана в 1991 году. Это многопрофильный холдинг, имеющий филиалы в шести городах Казахстана.

Материалы предоставлены
агентством WPS.