На границе с Казахстаном

Дмитрий Михайлов
Красная звезда, 24.11.2006, с. 3

Полковник Валерий Гебос рассказывает о ситуации на одном из участков границы Российской Федерации и Республики Казахстан

Как известно, после распада СССР у России появились новые границы, обустройство которых потребовало немалых финансовых средств и времени. Российско-казахстанская граница - самая протяженная в мире, где всю пограничную инфраструктуру пришлось создавать, как говорится, с нуля. Немало в этом плане на российско-казахстанских рубежах сделано, многое еще предстоит. О том, какова в настоящее время обстановка на одном из участков границы Российской Федерации и Республики Казахстан, рассказывает первый заместитель начальника пограничного управления ФСБ России по Омской области полковник Валерий ГЕБОС.

Валерий Дмитриевич, каким угрозам приходится противостоять сотрудникам пограничных органов Омской области в ходе своей деятельности чаще всего?
Основными задачами, стоящими перед российскими пограничниками на границе с Казахстаном, были и остаются борьба с нелегальной миграцией, наркотрафиком, противодействие трансграничным преступным группировкам, ведущим незаконную деятельность в приграничье.

Должен отметить, что с увеличением плотности охраняемого участка госграницы за счет технических средств и систем контроля обстановки качество несения службы заметно улучшилось, что стало приводить к уменьшению противоправной деятельности на границе.

Однако поток контрабанды все еще большой - по-прежнему сотрудники ведомства задерживают на нашем участке наркотики, спиртосодержащие продукты, товары народного потребления, металлолом. Только за 10 месяцев этого года было выявлено более 230 кг наркотических средств: марихуаны, гашиша, героина. Контрабандных товаров и грузов задержано на сумму более 11 миллионов рублей, и это только те товары, которые на сегодняшний день оценены соответствующими органами. В контрабандном перечне изъятого - более 19 тонн спиртосодержащей продукции (львиную долю составляет водка), товары народного потребления китайского производства на сумму свыше 7 миллионов рублей. Наконец, пресечен незаконный ввоз трех единиц огнестрельного оружия и более 80 штук боеприпасов.

В этом году в Омской области был собран хороший урожай пшеницы, поэтому исходя из практики ближе к зиме мы ожидаем рост числа попыток пересечения российско-казахстанской границы с целью продажи зерна в обход установленных российским законодательством правил торговли.

Распространяется ли на пограничное управление ФСБ России по Омской области Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы?
Нужно сразу отметить, что на российско-казахстанской границе пограничные органы изначально комплектовались на контрактной основе. Так что на территории Омской области, которая граничит с Республикой Казахстан, весь личный состав укомплектован исключительно военнослужащими по контракту.

Переход от экстерриториального к территориальному принципу комплектования пограничных подразделений позволил в большей степени привлечь на службу людей из населения приграничных районов области. Возможность стабильно получать хорошее по меркам региона денежное содержание и работать рядом с домом, несомненно, играет большую роль и создает благоприятные условия для службы. Желающих записаться в пограничники достаточно, однако требования, предъявляемые к потенциальным кандидатам, сегодня высоки, и далеко не все из них принимаются на службу в пограничные органы.

У молодых людей, которые приобрели необходимые военные навыки в ходе службы в армии по призыву. Возраст поступающих к нам на службу варьируется от 20 до 30 лет. Среди них значительную часть составляют специалисты с техническим образованием, что позволяет им работать с непростыми техническими средствами охраны границы, которые сейчас начинают поступать на вооружение.

Получается, что на вашем участке границы, протяженность которого составляет более 1.000 километров, говорить об обеспечении всеми необходимыми техническими средствами, наличии пограничной инфраструктуры можно пока только в будущем времени?
Вопрос технического обеспечения российско-казахстанской границы и строительства пограничной инфраструктуры сегодня перед руководством Пограничной службы ФСБ России стоит остро, но даже при наличии средств эту задачу в одночасье решить непросто, точнее говоря, невозможно. Даже рубежи Северо-Кавказского региона России свои очертания стали приобретать по истечении нескольких лет напряженной работы.

Если говорить о нашем пограничном управлении, то мы поэтапно производим замену устаревших технических средств на современные, оборудуем необходимой инженерной пограничной инфраструктурой сам участок границы. Кроме этого, в Пограничной службе создана дирекция, которая в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница (2003-2010 гг.)» осуществляет работу по отбору подрядных организаций для строительства объектов пограничной инфраструктуры. Уже сегодня одно управление дирекции, находящееся в Челябинске, ведет строительство здания для районного отдела в Полтавском районе Омской области и двух жилых домов для пограничников. Стоимость комплекса проводимых работ оценивается в 30 млн. рублей.

У нас неплохо оснащены техническими средствами пограничного контроля пункты пропуска. Они имеют современные системы видеонаблюдения и соответствующее компьютерное обеспечение, но в других (бытовом, эстетическом) отношениях хотелось бы иметь пункты пропуска, соответствующие всем международным стандартам, поскольку это не только «ворота» России, но и, если можно так сказать, лицо государства.

Что вы вкладываете в понятие «соответствие международным стандартам»?
К примеру, пункт пропуска в аэропорту Омска хоть и организован по временной схеме, но имеет оборудованные по всем требованиям кабины паспортного контроля с необходимыми техническими средствами, места досмотра багажа, служебные помещения для персонала.

Увы, совершенно иная картина в автомобильных пунктах пропуска. Зачастую это отдельно стоящие в степи строительные вагончики, в которых условия бытового комфорта сведены к минимуму, прилегающая территория не обустроена, полностью отсутствуют помещения для углубленного досмотра и полной проверки транспортных средств, а сибирская погода, особенно в зимнее время года, добавляет свой особый «колорит», который создает порой экстремальные условия работы. Такая ситуация не только в Омской области, она характерна практически для всей российско-казахстанской границы.

В связи с этим появление современных пунктов пропуска на границе с Казахстаном по образу уже существующего на сегодня пункта пропуска «Бугристое» в Челябинской области будет способствовать не только открытому и цивилизованному пересечению границы, но и совершенствованию работы сотрудников пограничного контроля с приезжающими и выезжающими из России гражданами и транспортными средствами.

Материалы предоставлены
агентством WPS.