Российские вагоны едут мимо

Дмитрий Кудряшов
РБК daily, 23.11.2006, с. 6

Казахские контракты достаются китайцам и американцам

Россия продолжает сдавать позиции на казахском рынке железнодорожной техники. Очередной контракт национальной железнодорожной компании «Казакстан темiр жолы» (КТЖ) на сумму 60 млн долл. достался китайским производителям. Таньшанский завод поставит в страну 152 пассажирских вагона.

О победителе тендера сообщил замминистра транспорта и коммуникаций Казахстана Женис Касымбек. По его словам, несколько составов должны быть доставлены уже до конца 2006 года. Вагоны Таньшанского завода г-н Касымбек назвал «современными и достаточно комфортабельными». По соотношению цена-качество китайская продукция «наиболее приемлема и конкурентоспособна», отметил чиновник. Фактически этим контрактом КТЖ закрыл список крупных заказов на этот год. В середине ноября министр транспорта и коммуникаций Казахстана Серик Ахметов заявлял, что программа развития железнодорожного пассажирского транспорта до 2010 года предполагает закупку 150 новых пассажирских вагонов.

Успехи зарубежных производителей на традиционно российском (во времена СССР) рынке наблюдатели воспринимают спокойно. Россияне уже давно не получали в Казахстане крупных контрактов. В то же время для китайских производителей это не первый аналогичный контракт за последние четыре года. Еще в 2002 году компания «Донг Ванг» получила контракт на сумму 190 млн долл., выиграв открытый конкурс на ремонт тепловозов. Сейчас, по сведениям РБК daily, общая сумма контрактов с китайскими машиностроителями достигает 400 млн долл.

Помимо китайцев на рынке железнодорожной техники активно укрепляются заокеанские производители. В конце сентября источники в казахском правительстве сообщили о подписании договора с General Electric о поставках 310 дизельных локомотивов серии Evolution на сумму 650 млн долл. Источники РБК daily в GE и 100-процентной «внучке» «КТЖ» - компании «Локомотив-Лизинг» подтверждают факт подписания договора.

Лидеру же российского железнодорожного машиностроения - «Трансмашхолдингу» (ТМХ) пока достаются лишь небольшие контракты. В частности, в этом году компания подписала контракт на ремонт и модернизацию девяти казахских вагонов. Также ТМХ продекларировал готовность развивать в Казахстане собственное производство пассажирских вагонов. По словам представителей ТМХ, «исходя из потребностей Казахстана», на первом этапе его мощность будет достигать десятков в год. В то же время, по мнению представителей Казахской ассоциации перевозчиков (КАП), при 70-процентной изношенности подвижного состава потребности в пассажирских вагонах намного выше. О возможных заказах источники РБК daily в «Трансмашхолдинге» говорят обтекаемо, никаких договоренностей на сей счет пока нет.

Ранее сообщалось, что в общей сложности в 2007-2010 годах «КТЖ» планирует инвестировать в развитие 4 млрд долл. Аналитики затрудняются однозначно прогнозировать, какая именно часть контрактов на закупку подвижного состава достанется россиянам. Мощности, созданные «КТЖ» недостаточны для импортозамещения, говорит председатель КАП Нигматжан Исингарин, что открывает «Трансмашхолдингу» дорогу на этот рынок. В то же время принципиальное решение принимается на уровне республиканского правительства, которое от диалога с «Трансмашхолдингом» не отказывается, однако ведет себя осторожно.

Материалы предоставлены
агентством WPS.