«КазМунай» спешит на помощь

Ирина Кезик
Газета, 23.11.2006, с. 15

Казахстанская госкомпания готова поучаствовать в проекте Бургас - Александруполис

Как стало известно вчера, национальная нефтегазовая компания Казахстана «КазМунайГаз» рассматривает возможность участия в строительстве нефтепровода Бургас - Александруполис. У компании «есть интерес к возможному приобретению доли в этом проекте», - сообщил директор департамента по связям с общественностью «КазМунайГаза» Михаил Дорофеев. Он не конкретизировал, о какой по размеру доле идет речь и с кем из сторон проекта компания ведет переговоры.

Справка

Проект Бургас - Александруполис предусматривает строительство нефтепровода от болгарского порта Бургас до греческого Александропулиса для транспортировки российской нефти, которая будет доставляться в Бургас из Новороссийска танкерами. Нефтепровод должен пойти в обход Черного моря и таким образом снизить объем транспортировки нефти через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Ориентировочная стоимость проекта строительства - около $900 млн. Общая протяженность - 285 км. Диаметр трубопровода - 1000 мм. Возможная пропускная способность составит 35 млн тонн в год (возможно увеличение до 50 млн тонн в год).

Тем временем замминистра промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев сообщил журналистам в Москве, что казахстанская госкомпания и акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) смогут участвовать в проекте, войдя в долю Греции и Болгарии (49%). По словам Дементьева, межправительственное соглашение по проекту будет подписано «к 1 января 2007 года». В настоящее время уже подписано соглашение между «Газпром нефтью», «Транснефтью» и «Роснефтью» по созданию российской объединенной компании - ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас - Александруполис», где доля каждой из компаний будет равна одной трети (в целом доля России в проекте составляет 51%).

Греческая сторона будет представлена компаниями «Хеленик Петролеум», «Прометей Газ», «Лацисгрупп». Со стороны Болгарии в строительстве будет участвовать компания «Универсальный терминал» (Бургас).

Эксперты отмечают, что появление в проекте казахстанской госкомпании не случайно. Не исключено, что вслед за этим последует решение об увеличении мощностей КТК. Стоит напомнить, что Каспийский трубопроводный консорциум, доля Казахстана в котором составляет 19%, является владельцем единственного частного нефтепровода в России, соединяющего месторождения Казахстана с Новороссийском. Ранее эксперты отмечали, что российскому руководству будет выгодно привлечение в нефтепровод Бургас - Александруполис нефти, транспортируемой по КТК. Кроме того, в начале этого года глава «Транснефти» Сергей Вайншток заявил, что Россия разрешит Каспийскому трубопроводному консорциуму удвоить мощности, при условии что КТК согласится участвовать в проекте Бургас - Александруполис.

В мае 2006 года Федеральная налоговая служба обвинила КТК в использовании «налоговых схем», а также в том, что принципы работы нефтепровода невыгодны для России, и начала взыскание с консорциума 4,7 млрд рублей неуплаченного налога на прибыль. Chevron на днях предложила проект по расширению мощностей КТК. Оно было негативно воспринято главой Минпромэнерго РФ Виктором Христенко, который направил компании свои возражения. Минпромэнерго и Федеральное агентство по энергетике предлагают Chevron увеличить тарифы КТК почти на 40% и расширить трубу на условиях, невыгодных частным акционерам консорциума. В противном случае КТК угрожает переход под госуправление или банкротство.

Материалы предоставлены
агентством WPS.