Интернет убивает газеты в США. Конгресс хочет принять закон для спасения бумажной прессы

автор не указан
Полит.ру, 12.05.2009

Крупные газеты в США переходят на антикризисное управление или даже объявляют банкротство из-за финансовых потерь, вызванных развитием Интернета. Конгресс, обеспокоенный тем, что сужение газетного рынка плохо скажется на осведомленности американцев о событиях в стране и за рубежом и, тем самым, на функционировании демократических механизмов, подумывает о принятии законодательных мер по спасению газетной индустрии, сообщает «Голос Америки».

Денверская газета Rocky Mountain News, выходившая 150 лет, объявила в этом году банкротство, а ее почти ровесник - сиэтловское издание Post-Intelligencer полностью перешло в онлайн. На антикризисном управлении находятся такие газеты, как Chicago Tribune и Los Angeles Times.

Президент Обама, выступая на банкете Ассоциации журналистов, аккредитованных при Белом доме, остановился на бедах традиционных изданий: «Я знаю, что каждая газета задумывается о выживании в век интернетовских технологий. Я также знаю, что ваше выживание является необходимым условием торжества дела демократии».

В Торговом комитете Сената состоялись слушания по этому вопросу. Местные газеты с их традициями журналистских расследований должны быть сохранены, заявил сенатор-демократ Бен Кардин, предлагающий присвоить газетам статус НПО и наделить их всеми налоговыми  льготами, которые имеют, например, благотворительные организации и церкви.

Однако у представителей онлайновой журналистики на этот счет иное мнение. «Сегодня для потребителей информации наступил золотой век: с помощью Интернета мы все имеем мгновенный доступ к лучшим материалам в любой точке земного шара, к которым мы можем оставить комментарии или обменяться по ним мнениями с другими читателями во множестве сообществ», - говорит блоггер Ариана Хаффингтон. По ее мнению, будущее журналистики не следует автоматически отождествлять с будущим газет.

Вице-президент Google Марисса Майер заявляет, что благодаря ее компании растет аудитория читателей газет: «Наши поисковые движки ежемесячно переадресуют до миллиарда пользователей на сайты интересующих их газетных изданий».

Но Google не платит газетам за доступ к статьям в их онлайновых версиях. Поэтому издатель и генеральный менеджер Dallas Morning News Джеймс Морони просит законодателей сделать для газет исключение в антимонопольном законодательстве и потребовать от Google  и других информационных агентств  платы за линки к газетным материалам.

Морони сомневается, что интернет-сайты способны оплачивать дорогостоящий сбор информации о важных мировых событиях. С ним согласен бывший ответственный секретарь Washington Post Стив Колл: «Даже самые неисправимые оптимисты не могут предположить, что вэб-издания или агрегаторы в состоянии одновременно содержать профессиональные корпункты, скажем, в Багдаде, Кабуле, Исламабаде и других горячих точках планеты».

Как заметил бывший репортер Baltimore Sun Дэвид Саймон, вэб-издания не заполняют бреши, образовавшиеся в результате закрытия местных газет, что лишает общество важного надзирателя за их политическими избранниками. Саймон предсказывает, что из-за этого в ближайшие 10-15 лет в местных органах власти расцветет коррупция.