Контрольная доля

автор не указан
Эксперт, 12.03.2009

Казахстан рассчитывает получить 51% в проекте создания казахстанской каспийской системы транспортировки углеводородов (ККСТ) для доставки своей нефти в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). «Безусловно, мы ниже 51% формально и неформально к этой трубе не пойдем. Мы интенсивно переговариваемся, но у нас есть разногласия с консорциумом, «Шевроном», они единым фронтом сейчас выступают. В основном разногласия связаны с контролем над трубой. Мы не собираемся его уступать», - сообщил вчера министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев журналистам после заседания правительства в Астане.

Напомним, что в январе 2007 года национальная нефтегазовая компания Казахстана «Казмунайгаз», участники консорциума Agip KCO и СП «Тенгизшевройл» (ТШО, ChevronTexaco Overseas принадлежит 50%, ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc. - 25%, «Казмунайгазу» - 20%, российско-американскому СП LUKArco - 5%) подписали меморандум о взаимопонимании основных принципов сотрудничества по проекту создания ККСТ. Успешная реализация Транскаспийского проекта позволит создать надежную систему долгосрочной танкерной транспортировки через нефтяные терминалы в Казахстане и Азербайджане и ее последующего экспорта с использованием трубопровода БТД и другой нефтетранспортной инфраструктуры. В рамках реализации проекта на казахстанском побережье Каспийского моря предусматривается создание новой нефтетранспортной инфраструктуры, в частности предполагается строительство нефтепровода Ескене-Курык, расширение морского порта Курык, закупка танкеров дедвейтом более 60 тыс. тонн, на которых нефть будет транспортироваться по Каспийскому морю в систему БТД на территории Азербайджана. Ресурсной базой для Казахстана станут месторождения Кашаган на шельфе Каспия, которое разрабатывает консорциум иностранных инвесторов Agip KCO, и Тенгиз, разрабатываемое ТШО.

По оценкам «Казмунайгаза», общая стоимость создания ККСТ может составить 3 млрд долларов. Финансировать проект планируется за счет привлечения внешних инвестиций. Предполагалось, что ККСТ обеспечит на начальном этапе транспортировку через БТД на мировые рынки 25 млн тонн нефти в год с последующим увеличением до 38 млн тонн в год. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию казахстанской каспийской системы транспортировки планируется к началу добычи на Кашагане в 2010-2011 годах.

Комментарий эксперта

Александр Шток
директор департамента due diligence НКГ «2К Аудит - деловые консультации»

ККТС - это часть Транскаспийского проекта (ТКП), предусматривающего транспортировку нефти из Казахстана в Азербайджан и далее в Турцию. Данный проект долгое время был заморожен. Однако стремительный рост объемов добычи в Казахстане заставил Астану искать новые варианты маршрутов транспортировки нефти из страны. Сегодня основной объем экспорта нефти из Казахстана приходится на трубопровод КТК, идущий через Россию. Несмотря на то что этот трубопровод предусматривает возможность увеличения пропускных мощностей, долгое время акционеры КТК блокировали решение о расширении трубы. В результате Казахстан был вынужден искать альтернативные маршруты, что и привело к возобновлению переговоров с Азербайджаном по Транскаспийскому проекту. Примечательно, что практически одновременно с мертвой точки сдвинулся и вопрос о расширении ТКП.

Таким образом, на сегодняшний день Казахстан имеет возможность выбора - какому маршруту экспорта углеводородов отдать предпочтение. Это позволяет Астане диктовать свои условия партнерам по ККТС. Вряд ли Казахстан в сегодняшних условиях пойдет на уступки, поэтому Астана, скорее всего, получит контроль над ККТС. В случае если Chevron продолжит настаивать на своих условиях, ТКП в целом и ККТС в частности снова могут оказаться в подвешенном состоянии - дополнительные объемы нефти Казахстан сможет направить в КТК. Если же Астана приступит к реализации Транскаспийского проекта, это может повлиять на планы по расширению КТК. Если у Казахстана появится альтернативный маршрут для экспорта нефти, острая необходимость в дополнительных пропускных мощностях КТК отпадет, что может вновь заморозить этот вопрос.

Стремление Астаны получить контроль над транспортными маршрутами вполне понятно. Казахстан больше не желает быть в зависимости от владельцев трубопроводов, как это случилось с КТК. Долгое время Казахстан пытался пролоббировать увеличение мощностей этой трубы, однако контрольный пакет акций КТК Астане не принадлежал. В результате решить данный вопрос долгое время не удавалось. Чтобы ситуация не повторилась, сегодня Казахстан намерен получить собственную экспортную трубу.