В Казахстане затягивают пояса

Досым Сатпаев
РИА Новости, 14.10.08

Вот уже год, как Казахстан, подобно Гераклу, борется с гидрой кризиса, у которой вместо одной отрубленной головы вырастают две новые. В этом нет ничего удивительного: как показал мировой финансовый кризис, из всех стран Центральной Азии в повышенную группу риска попал именно Казахстан.

Конец эпохи «дешевых денег»

Основными причинами серьезной экономической стагнации стали высокая степень интеграции банковской системы республики в мировую финансовую систему, что привело к значительному росту банковских внешних заимствований (около 45 млрд. долларов). Это, в свою очередь, вызвало эффект «мыльного пузыря» на рынке недвижимости и значительно увеличило корпоративный внешний долг (около 90 млрд. долларов). Еще в конце прошлого года казахстанские банки столкнулись с дефицитом ликвидности на внешнем и внутреннем рынке из-за глобального роста ставок. Снижение инвестиционного интереса к местным банкам произошло, несмотря на стабильное макроэкономическое положение Казахстана.
Проблема усугубляется тем, что завершение периода «дешевых денег» для казахстанских банков негативно сказывается на темпах экономического роста и в целом ставит под угрозу выполнение многих государственных программ, в частности поддержку малого и среднего бизнеса. По официальным данным, на 1 января 2008 года в среде малого и среднего бизнеса  было занято 1,4 млн. человек. Но уже к нынешней осени их количество сократилось вдвое. В результате возникла серьезная угроза сокращения налогооблагаемой базы и снижения доходов казахстанского бюджета. В условиях увеличения государственных расходов для поддержания внутреннего кредитования правительство Казахстана пытается расширить источники поступления дополнительных средств в бюджет, в первую очередь за счет добывающих компаний через введение нового налога на добычу полезных ископаемых и повышение экспортной пошлины.

Пора распаковывать Нацфонд

Но пока в наибольшей степени от финансового кризиса пострадал строительный рынок. На 40-50% упали цены на первичную и вторичную недвижимость. Строительные компании, которые активно брали банковские кредиты, сейчас находятся в состоянии коллапса. Стройки во многих городах Казахстана практически остановились. Наблюдается повышение социальной напряженности в связи активными акциями тысяч дольщиков, которые вложили деньги в долевое строительство и объединяются для отстаивания своих прав.

Серьезные опасения вызывает тенденция снижения цен на нефть и другое сырье, что ударяет по Национальному фонду. В частности, аналитики «Merrill Lynch» заявили о том, что цены на нефть могут снизиться в будущем году до 50 долларов за баррель на фоне глобальной рецессии. Все это вряд ли обрадует нефтегазовых игроков, к которым относит себя и Казахстан, где в условиях начавшейся мировой финансовой турбулентности роль «подушки безопасности» сыграли именно высокие цены на нефть. В то же самое время, презентуя трехлетний бюджет, правительство честно призналось, что при цене 60 долларов за баррель потери бюджета составят 535 млрд. тенге. При таких условиях придется распаковывать Национальный фонд, выходя за пределы ежегодных трансфертов. Не совсем уверенно прозвучали заверения о том, что инфляция будет удерживаться на уровне, не превышающем 10%. Между тем, по оценкам некоторых казахстанских экспертов, к концу 2007 года она уже достигла 18%, а к исходу 2008-го превысит 20%.  Более того, если инфляцию рассматривать как «налог для бедных», то ее неудержание в заданных рамках и дальнейшее падение уровня жизни в стране может дать второе дыхание казахстанской оппозиции. А политические последствия замедления экономического роста в Казахстане в 2008 году могут быть очень серьезные.

Третья линия защиты

Осознавая все эти угрозы, в течение 2008 года правительство Казахстана активно работало, чтобы минимизировать последствия мировой экономической нестабильности, в том числе вводя новые инвестиционные и налоговые правила. По сути, мы наблюдаем закрепление в Казахстане модели государственного капитализма. Кстати, суть этой модели вполне конкретно выразил глава МВФ Д.Стросс-Кан, который считает, что в нынешних условиях повышенной волатильности необходимость вмешательства правительств на рынке ценных бумаг, в жилищном или в банковском секторе, - станет «третьей линией защиты», которая поддержит денежно-кредитную и фискальную политику. Это сейчас и происходит в Казахстане, где идет процесс огосударствления экономики посредством ужесточения законодательства или через выкуп акций. Похожие процессы наблюдаются  в энергетической сфере, горнорудной промышленности, они уже охватили информационное пространство и продолжаются в финансовом секторе. Государственный патернализм из сферы политики медленно, но уверенно перетекает в экономику.

Пытаясь стабилизировать ситуацию на финансовом рынке, руководство страны не сделало ничего нового, что отличало бы  его от деятельности правительств других стран. Были задействованы все те же механизмы антикризисных мер. Один из них был опробован в Великобритании, где правительство оказало сфокусированную финансовую поддержку некоторым системообразующим банкам в обмен на акции. Аналогичная процедура была использована и в Казахстане. «Фонд национального благосостояния» собирается выделить 5 млрд. долларов, которые будут направлены на дополнительную капитализацию 4 крупнейших банков. Но проблема в том, что казахстанские банки еще в прошлом году, получив первые 4 миллиарда долларов на поддержку малого и среднего бизнеса и строительного рынка, не спешили тратить полученные деньги на увеличение внутреннего кредитования. В результате премьер-министру Кариму Масимову  пришлось принять решение отозвать неосвоенные банками средства, намекнув, что эти деньги банально прокручивали. Судя по всему, в этот раз контроль правительства за банками будет более жестким.

Спасение утопающих – дело рук утопающих

В качестве дополнительных мер для спасения казахстанской экономики правительство может выделить финансирование для горнорудных компаний, которые из-за падения спроса на их продукцию попали в тяжелое положение. И это также грозит ростом социальной напряженности, так как появляется угроза увольнения тысячи рабочих. Также правительство Казахстана не исключает закрытие финансового рынка в случае значительного оттока капитала, так как уже в сентябре прошлого года из Казахстана было выведено $6 млрд. долларов. По итогам текущего года цифра может быть более внушительной.
Все-таки многие меры принимаются по большей части с опозданием. И это лишний раз подтверждает то, что в Казахстане  система государственного управления не настолько эффективна, чтобы оперативно реагировать на проблемы в экономике. Стоит напомнить, что еще в начале 2008 года слово «кризис» входило в категорию запретных слов, по крайней мере,  среди чиновников, которые предпочитали говорить о коррекции в экономике. Но это не помешало кризисным процессам в стране развиваться. Меры, предпринятые правительством Казахстана, с методологической точки зрения были верны. Но по оперативности всегда шли в хвосте событий.

А в это время «Financial Times» заявляет о том, что  странам «emerging markets», к которым относится и Казахстан, предстоит в 2009 году погасить или рефинансировать облигации на общую сумму 111 млрд. долларов. Но в связи со значительным ухудшением возможности привлечения средств на долговых рынках это создает угрозу роста числа дефолтов по обязательствам.

Ситуация ухудшается также понижением суверенных рейтингов Казахстана со стороны международных рейтинговых агентств. В начале года это сделало «S&P», а в ноябре - «Fitch Ratings», которое заявило о том, что перед лицом ухудшения глобальной финансовой и экономической конъюнктуры Казахстан уязвим к снижению цен на сырьевые товары. Также как и «S&P», «Fitch Ratings» сделало акцент на снижение качества банковских активов. Хотя для Казахстана важным является не повышение рейтингов, а создание конкурентоспособной экономики, чьи перспективы не зависели бы от конъюнктурных действий внешних игроков.  Впрочем, несмотря на все эти проблемы, финансовая встряска все-таки пошла на пользу: и государству, и банковским структурам, и строительному сектору. Кризис очень четко показал все наши слабые места и уязвимые зоны, с которыми надо вести борьбу. Сейчас правительству Казахстана очень важно переключиться на вопросы разработки новой стратегии развития страны с учетом изменившихся экономических условий.