Кыргызстан: На юге страны уничтожаются древние наскальные рисунки

А.Захарова, С.Гафарова
ИА Фергана, 28.10.08

Мир возмутился, когда талибы в Афганистане уничтожили древние статуи Будды. На юге Кыргызстана не без «помощи» человеческих рук погибают не менее ценные памятники древности – петроглифы, а общественность республики молчит. Лишь группа историков тщетно пытается обратить внимание властей на угрозу, нависшую над старинными изображениями.

Полгода назад экспедиция сотрудников южного отделения Национальной Академии наук республики, обследовав в Ферганской долине склоны горы Сулайман-Тоо и другие скалы Ошской области Кыргызстана, констатировала: десятки ранее известных артефактов исчезают безвозвратно. Призывы ученых озаботиться охраной оставшихся наскальных рисунков никто не услышал. Недавний осмотр этого уникального музея под открытым небом подтвердил: современным варварам, как и прежде, никто никаких препятствий не чинит, и они приходят вновь. И вновь от острых предметов и под слоем краски гибнут бесценные рисунки.

Только на восточном склоне горы Сулайман-Тоо пострадало около шестидесяти процентов петроглифов – оба яруса галереи древних рисунков покрыты несмываемой краской. В списке безнадежно утраченных изображений есть надпись, высеченная на восточной вершине горы и частично прочитанная в 1885 году известным востоковедом девятнадцатого века, профессором Санкт-Петербургского университета Н.И.Веселовским. Надпись была выполнена куфическим шрифтом, содержала имя эмира Насра ибн Ахмеда из династии Саманидов и дату – 329-й год хиджры (940-941 годы по григорианскому календарю).

Пострадали от рук современных варваров и изображения, упоминания о которых встречаются в трудах известных путешественников, историков, в разные века посетивших Ферганскую долину: жертвенные козлы с ростками проросших зерен, идеограмма солнца с разветвленными лучами, сцены охоты древнего человека… Этот список можно долго продолжать.

- Мы знаем о судьбе только части наскальных рисунков древнего человека, находящихся в наиболее посещаемых туристами местах, - рассказывает Турсунай Омурзакова, директор Регионального научно-образовательного центра Южного отделения Национальной академии наук Киргизии. - Сколько погибло ранее неисследованных петроглифов, и над сколькими нависла угроза исчезновения - ответить трудно. Это наименее изученная категория памятников археологии, так как специальные экспедиции по их исследованию проводились эпизодически, хотя многие специалисты проявляли к ним большой интерес.

До сих пор археологи, краеведы, путешественники и просто любители гор - знатоки своего родного края - обнаруживают новые наскальные рисунки в необычных и редко посещаемых местах, где древние люди устраивали святилища для совершения культовых обрядов.

Количество известных памятников древнего наскального искусства в горах южного Кыргызстана исчисляется десятками тысяч. Наиболее изучены скопления петроглифов во всемирно известном ущелье Саймалуу-Таш, а также на скалах памятников древности Сурет-Таш, Дул-дул-ата, Абшир-Ата и Тахт-и-Сулейман (одно из прежних названий горы в Оше).

Стены многочисленных гротов Сулаймон-Тоо, скальные выходы горы покрыты сотнями петроглифов, хранящих ценнейшую информацию о быте, религиозных воззрениях жителей Оша доисламского периода - тотемизме, зороастризме, буддизме, христианстве несторианского толка. Хронологический диапазон изображений охватывает период от эпохи неолита до позднего средневековья.

Значительную часть галереи петроглифов на этой горе ученые относят к периоду неолита (седьмое-третье тысячелетия до нашей эры), когда осуществился переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, орудия труда из камня шлифовались и сверлились, начали развиваться гончарное ремесло, прядение, ткачество. Об этом повествуют сюжетные рисунки, оставленные на скалах древними художниками.

- Случаи безжалостного повреждения памятников далекого прошлого наблюдались и раньше. Автографы и различные надписи на древних рисунках, их обводка и прочерчивание, замазывание красками, – арсенал средств «художников» нашего времени велик, - отмечает Кадыр Жолдошев, преподаватель кафедры всеобщей истории Ошского госуниверситета. - За последнее десятилетие это «современное искусство» особо прогрессировало, что связано, на мой взгляд, с проблемами в деле охраны ценного историко-культурного объекта. Мало кто знает, что петроглифы у нас включены в список памятников, имеющих государственные охранные номера. Щиты с информацией об этом, установленные в наиболее посещаемых туристами местах, возможно, остановили бы вандалов разного возраста.

Между тем, директор Национального историко-археологического музейного комплекса «Сулайман-Тоо» Балтагул Нурунбетов, в ведении которого находятся наскальные рисунки древней горы, настроен более оптимистично.

- Петроглифам на Сулайман-Тоо ничто не угрожает, они лишь слегка поцарапаны или забрызганы краской. И восстановить их можно – к такому выводу пришла рабочая комиссия, созданная три года назад при Министерстве образования и культуры республики, - сообщает Б.Нурунбетов. - Мы уже набрали штат охранников, которые будут следить за порядком у наиболее посещаемых памятников, ведем переговоры с местными правоохранительными органами, сотрудники которых будут привлечены к дежурствам.

Он напомнил, что в настоящее время идет подготовка документов по включению Сулайман-Тоо в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

- Согласен с тем, что наскальные изображения в других районах области подвергаются разрушению вандалами, - добавляет Нурунбетов. - Чаще всего их порчей занимается молодежь, не всегда осознающая ценность древних наскальников, которые видит. До этих памятников старины у нас не доходят руки: нет сил и средств.

- Духовное богатство остается мертвым, если не задевает чувств и мыслей людей. Популяризация памятника наскального рисунка через тиражирование брошюр, путеводителей, подготовка квалифицированных экскурсионных текстов для местных гидов, беседы с подрастающим поколением о нашем прошлом, - это один из выходов в сложившейся ситуации,- уверена профессор, заведующая кафедрой ЮНЕСКО при Ошском киргизско-узбекском университете Эркеайым Жоробекова.

Действительно, этот вариант приемлем и не требует денежных вложений с несколькими нулями. Тем более что разработка глобальных комплексных проектов, направленных на охрану и консервацию петроглифов во всем южном регионе, - вопрос, решение которого может затянуться во времени. Нужны только люди, готовые вложить средства и побороться за сохранность памятников далекого прошлого, которые просуществовали несколько тысячелетий и могут исчезнуть в XXI веке. Энтузиастов пока нет.

Авторы: научный сотрудник Регионального научно-образовательного центра Южного отделения НАН Кыргызстана, кандидат исторических наук Антонина Захарова; журналист Светлана Гафарова