Казахстан соединит Европу с Китаем

Полина Химшиашвили
GZT.ru, 16.10.08

В Астане в рамках Диалога по сотрудничеству в Азии (ДСА) Казахстан представил в четверг амбициозный проект «Международный транспортный коридор «Западная Европа — Западный Китай». По замыслу министерства транспорта и коммуникаций Казахстана дорога должна кратчайшим путем соединить страны Центральной Азии с Европой. Общую стоимость проекта казахстанские разработчики оценили в $7 млрд. Базовый проект трассы предусматривает соединение общим транспортным коридором Санкт-Петербург с китайским городом Ляньюньган через Москву, Казань, Актобе (Актюбинск), Алма-Ату, Урумчи. На Россию придутся 2233 км дороги, на Казахстан — 2787 км, самая протяженная часть трассы пройдет в Китае — 3245 км. Строительство четырехполосной трассы позволит за 10 дней преодолеть 8445 км маршрута. Сейчас компании в основном используют морские перевозки, в пути груз находится около 45 дней.

Как рассказал корреспонденту «Газеты» вице-министр Казахстана по транспорту и коммуникациям Азат Бектуров, российская часть пути пройдет по уже существующим дорогам, которые вполне соответствуют требованиям будущей трассы. Одобрение проекта со стороны России было получено в сентябре. «24 сентября на V Международном форуме глав приграничных территорий с участием президентов Нурсултана Назарбаева и Дмитрия Медведева был подписан меморандум, по которому российская сторона обязалась поддерживать и делать всесторонние шаги для поддержки проекта», — рассказал Бектуров. В апреле 2009 года Казахстан планирует подписать аналогичный меморандум с Европейским союзом и Китаем.

Одной из главных проблем будущего коридора, по словам Бектурова, остается согласование таможенного режима, без облегчения которого дорога не сможет решить основную задачу облегчения транспортного сообщения и вернуть странам инвестированные в нее средства.

«Прибыльность транспортного проекта тяжело рассчитать, но мы уверены, что этот проект может принести большой позитивный эффект для всей страны, будут созданы дополнительные рабочие места, строительные компании получат большие подряды», — отмечает вице-министр. По прогнозу Бектурова, казахстанская часть дороги будет достроена к 2013 году.

В рамках VII совещания министров иностранных дел Диалога по сотрудничеству в Азии (СМИД ДСА) выступили представители почти трех десятков азиатских стран. Россию на форуме представлял министр иностранных дел Сергей Лавров.

Значимость ДСА для региона корреспонденту «Газеты» пояснил посол Пакистана в Казахстане Ирфан Раджа. «С географической точки зрения — это самый представительный форум. Сегодня в нем приняли участие представители 30 стран, и мы приветствовали вступление в ДСА Киргизии», — заявил он. Кроме того, посол выразил корреспонденту «Газеты» обеспокоенность недавно подписанным договором между Индией и США, открывшем для азиатской державы доступ к атомному топливу. Как отметил посол Пакистана, в его стране население многих городов вынуждено по 16 часов в день проводить без света из-за недостатка топлива для АЭС. Между тем Индия, как и Пакистан, не является подписантом Договора о нераспространении ядерного оружия, поэтому получение Индией эксклюзивного доступа к топливу вызвало недоумение у пакистанского дипломата.

Глава российского МИД Сергей Лавров прибыл в Казахстан не только представить Россию на форуме ДСА и на форуме министров иностранных дел мусульманских и западных стран, но и с рабочим визитом. Лавров назвал Казахстан важнейшим стратегическим партнером России, с которым она разделяет близкие позиции по всем вопросам. В завершении министр анонсировал встречу высшего руководства Казастана и России, которая должна состояться в ближайшее время.