Власти Киргизии конфликтуют с населением из-за места проведения мусульманских праздников

Автор не указан
ИА Фергана, 2.10.08

Первого октября мусульмане Кыргызстана отметили Орозо айт (Йид-аль Фитр) - праздник разговения, знаменующий собой завершение священного поста в месяц Рамадан. И вновь югу страны не удалось избежать конфликтов, уже традиционно возникающих в дни религиозных праздников между властями и теми представителями местного населения, которых подозревают в причастности к религиозным движениям, в частности, организации «Хизб ут-Тахрир».

Как «Фергана.Ру» сообщала ранее, утром 1 октября в городе Ноокат (административном центре Ноокатского района Ошской области) праздничное мероприятие переросло в массовые беспорядки, в ходе которых пострадало несколько человек - как со стороны населения, так и со стороны милиции. По данным руководителя пресс-службы Ошского УВД Жениша Аширбаева, телесные повреждения различной степени тяжести получили пять сотрудников милиции, они госпитализированы.

Избивали, стреляли, травили?

Аширбаев пояснил, что «после того, как протестующие избили пятерых участковых милиционеров, которые в тот день были в парадной форме и лишь следили за порядком, на место события пришлось отправить отряд спецназа УВД Ошской области. Нападавших было около ста человек, в том числе - двадцать три женщины, - уточнил Аширбаев. - Наиболее серьезные травмы получили сотрудники, которым в область затылка угодили камнями. У некоторых [пострадавших] есть подозрение на сотрясение мозга».

В пресс-релизе Ошской областной администрации говорится, что утром 1 октября на площади возле здания акимията (районной администрации) собралась молодежь, примерно шестьдесят человек в возрасте от 12 до 20 лет, недовольные тем, что глава района отказал в проведении праздничного мероприятия на площади. Собравшиеся требовали, чтобы раздача праздничного плова и другие мероприятия проводились именно здесь.

Затем толпа уже из ста человек, среди которых были и женщины, направилась к расположенному в центре города круговому кольцу, осыпая милицию нецензурной бранью. «На призывы сохранять спокойствие и порядок толпа не реагировала, напротив, начала закидывать камнями милицию, - сообщается в пресс-релизе. - Наиболее активные из них под воздействием сторонников религиозно-экстремистского течения «Хизб ут-Тахрир» разбили несколько окон здания акимията».

Между тем, участники несостоявшегося праздника не причисляют себя ни к какому религиозному течению. «Мы обычные мусульмане и хотели отметить свой священный праздник как люди, - сказал один из местных жителей, попросив не называть его имени. - Почему мы не можем отмечать свой праздник в центре района, ведь все остальные праздники проходят именно здесь!»

«Девяносто девять процентов населения Нооката - мусульмане, - говорится в обращении в адрес президента страны Курманбека Бакиева, которое накануне было распространено неизвестными среди жителей Нооката. - С 2003-2004 года мы проводили наш праздник именно на этой площади». Авторы обращения заявляют, что аким (глава администрации) района Абдыганы Алиев не разрешил праздновать Орозо айт на площади, и просят президента помочь решить этот вопрос.

Как сообщил корреспонденту «Ферганы.Ру» один из участников событий Абдурахман Абдукаримов, в планах устроителей праздника были традиционная раздача праздничного плова и розыгрыш бесплатной лотереи. Однако на площадь вышли глава районной администрации и сотрудники милиции, которые потребовали от людей разойтись и освободить площадь.

По словам очевидцев, к акимияту прибыли два автобуса с бойцами ОМОНа, предположительно из города Ош, которые начали разгонять людей, избивая их дубинками и стреляя в воздух. «Я своими ушами слышал, как аким района Алиев отдал приказ бойцам ОМОНа применить против нас силу», - утверждает один из инициаторов праздника Абдунаби Мамарахимов.

По словам Абдукаримова, милиционеры использовали против участников акции протеста дымовые шашки. «В гущу людей, большую часть которой составляли старики, женщины и дети, они пустили дым, - рассказывает он. - Дети и женщины начали кричать и плакать, после чего мы перешли в наступление».

Однако руководитель пресс-службы Ошского УВД Ж.Аширбаев опровергает эти утверждения. «Против них сила не была применена, для разгона людей спецназ использовал слезоточивый газ «Черемуха», - пояснил он. - Бойцы были без экипировки, не имели даже дубинок. Как они могли избивать людей?»

Участники акции протеста утверждают, что жители села оказали спецназу активное сопротивление и вытеснили его с площади. «Увидев, как омоновцы избивают даже женщин, люди бросились на них, забросали их камнями, начали бить бойцов всем, что попадалось под руку, - рассказывает источник «Ферганы.Ру». - В конце концов, омоновцы сели в свои автобусы и спешно уехали в Ош».

По неподтвержденным данным, с тяжелыми телесными повреждениями в местную больницу были доставлены два-три человека из числа местных жителей. Называлось имя, по крайней мере, одного из них - Акрам. Но по данным пресс-службы УВД, среди местного населения пострадавших нет. Во всяком случае, «с их стороны официальных обращений по этому поводу не было», - говорит Аширбаев.

Как сообщил один из участников несостоявшегося праздника, после того, как власти оставили их в покое, мероприятие продолжилось, людям раздали праздничный плов.

В настоящее время в райцентре тихо и спокойно. По словам источников, «люди удовлетворены, что отстояли свое право проводить праздник, но беспокоятся по поводу дальнейшего развития событий».

«За три дня до праздников ко мне начали приходить участковый и другие милиционеры, требуя, чтобы мы отказались от идеи проведения праздника, - рассказывает Абдунаби Мамарахимов. - Они думают, что я главный организатор праздника. Из-за их постоянных визитов моя семья живет в страхе, дочь заболела. Когда начались беспорядки, ребята попросили меня уйти, беспокоясь за мою безопасность. Теперь я прячусь, так как, по моим данным, милиция начала охоту на меня».

Между тем из-за отсутствия информации событие начало обрастать различными слухами. «Мне позвонили из Араванского района (расположен в двухстах километрах от места событий. - Прим. ред.) и спросили, правда ли, что в ходе инцидента была убита женщина, - продолжает Мамарахимов. - Но я не знаю об этом, поскольку рано ушел с площади. Но своими глазами видел, как одну женщину избили до крови».

2 октября МВД Кыргызстана сообщило, что «в результате беспорядков было разбито 41 окно в здании райадминистрации, фонари, окна двух автобусов батальона патрульно-постовой службы УВД Ошской области». В настоящее время в Ноокате проводятся оперативно-следственные мероприятия по установлению личностей организаторов и участников инцидента в рамках возбужденного уголовного дела по статье 233 Уголовного кодекса Кыргызстана «Массовые беспорядки».

Ночь раздора

Напомним, что в прошлом году аналогичный инцидент произошел в день празднования другого мусульманского праздника - Курбан-байрама - на одной из площадей города Ош. Как «Фергана.Ру» сообщала 20 января 2007 года, против устроителей праздника также были брошены бойцы ОМОНа, которые избили горожан. В тот день было арестовано более сорока человек, еще двое попали в больницу.

По нашим данным, на этот раз праздники в Оше и Джалалабаде прошли мирно и спокойно. Хотя между мусульманами возник спор относительно дня начала праздника разговения. Несколько сотен мусульман Джалалабада совершили праздничный намаз днем раньше установленного официально, то есть - 30 октября. Этих людей местные власти причисляют к запрещенной в стране религиозной партии «Хизб ут-Тахрир», хотя те продолжают настаивать, что являются лишь «простыми мусульманами». Они публично обвинили руководство мусульманского духовенства страны и области «в неграмотности и обмане мусульман», что, по их мнению, выразилось в «несвоевременном начале праздника».

В свою очередь, 2 октября они были обвинены имамом главной соборной мечети Джалалабада в «расколе мусульман и обмане населения, агитации его против руководства мусульманского духовенства и властей».

Основная масса мусульман Джалалабада совершила праздничный намаз 1 октября. В этом действе участвовали мэр города и председатель городского парламента. Затем в парке отдыха, на окраине которого расположена главная мечеть, были разыграны призы бесплатной лотереи, а детям раздали гостинцы.

Роль лотерейных билетов выполняли пригласительные, которые были розданы горожанам за несколько дней до праздника. В билетах, кроме прочего, были напечатаны правила определения начала и конца Рамадана, согласно которым месяц завершается ночью, когда рождается новая луна. В билетах также отмечалось, что «мусульманам не стоит подчиняться указаниям властей и руководству мусульманского духовенства относительно определения дат праздника, если они отличаются от правил, изложенных в этих билетах».

Экстремисты начинают и выигрывают?

По данным пресс-службы УВД Ошской области, в настоящее время на профилактическом учете управления состоят 662 человека, восемнадцать из них - женщины, причастные к деятельности запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир», а также еще 155 человек, ранее судимые по статье 299 Уголовного кодекса Киргизии, предусматривающей наказание за «разжигание межрелигиозных конфликтов».

Директор Государственного агентства по делам религий при правительстве республики Каныбек Осмоналиев предположил, что только в Джалалабадской области число приверженцев «Хизб ут-Тахрир» достигло пятнадцати тысяч человек. Его советник Шамшибек Закиров считает, что цифры эти приблизительные, потому что невозможно определить реальное число приверженцев как этой организации, так и других, действующих на территории региона, таких, как «Акрамия», «Исламское движение Туркестана», «Таблиги джамоат».

- В регионе нелегально действуют различные деструктивные, тоталитарные группы, реакционные секты, среди которых - Общество сознания Кришны, Церковь объединения Муна, сатанисты, Фалуньгун, Белое братство, культы Махариши, мормоны. Деятельность некоторых из них запрещена в различных государствах мира, в том числе в странах ШОС, - отмечает Ш.Закиров.

Местные органы власти не могут противостоять тонкой и умелой работе активистов религиозно-экстремистских течений. Как признался один из ответственных чиновников Ошской области, инициатива в этом плане уже упущена. Идеологи запрещенных организаций успешно используют слабости представителей власти, не разбирающихся в тонкостях учений того или иного движения и не владеющих ситуацией в религиозной сфере. Сотрудники правоохранительных органов свои функции сводят к применению карательных мер, в то время как агитаторы из религиозной среды умело вовлекают людей в свои партии и секты, вносящие раскол в общество и способствующие активному прозелитизму.

- Религиозная ситуация в Кыргызстане действительно опасная, - вынужден был заявить парламентарий Рашид Тагаев, комментируя итоги недавней поездки группы депутатов Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) в южные области страны.

С этим нельзя не согласиться, как и с тем, что члены запрещенных религиозных организаций действуют открыто, не таясь. Во время празднования Орозо Айта жителям одного из сел Карасуйского района Ошской области преподнесли угощение от имени партии «Хизб ут-Тахрир». Гости восприняли эту весть спокойно.

Справка

«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Исламская партия освобождения») существует с 1953 года и представляет собой международную политическую организацию. Своей целью партия считает создание всемирного исламского халифата, официально отвергая западную демократию, терроризм, вооруженную борьбу. В Центральной Азии членов «Хизб ут-Тахрир» традиционно обвиняют в террористической деятельности. Однако никакой достоверной информации об их участии в подготовке терактов, кроме как утверждений спецслужб, нет.