Что принесут экономические реформы Казахстану и России?

Евгений Сазонов
Новая Газета, 29.09.08

Будущее непременно должно быть светлым: Казахстан войдет в число 50 развитых стран планеты, а Россия — в первую пятерку. Казахстан принял стратегию «2030», в России — своя стратегия «2020». Список реформ — словно под копирку: приватизация, банковская реформа, налоговая, пенсионная, коммунальная, реформа образования.

Как выразился на проходившем на днях круглом столе «Социально-экономическое развитие Казахстана. Российские и казахстанские экономические реформы» президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, «Казахстан и Россия — близнецы, и даже если их развести по разным континентам, они будут делать похожие вещи».

И «родителей» не надо долго искать: мать-природа, наделившая страны богатыми недрами, и Советский Союз, заложивший однобокую экономику. Сегодня оба государства уходят от сырьевой направленности, сдерживающей развитие других отраслей. Бурный рост связи, строительства, транспорта и банковских систем — скорее последствие отсутствия в прежнее время инфраструктуры, нежели диверсификация бизнеса. Николай Комков из Института народно-хозяйственного прогнозирования привел пример. Еще несколько лет назад в экспорте Малайзии 70% составляли полезные ископаемые. Сейчас их доля (при сохранении объема) уменьшилась до 9%, а 60% падает на машиностроение, электронику и прочие промышленные товары. К той же цели идут Казахстан и Россия. Но обеим державам для преодоления зависимости от экспорта сырья, для обретения новых технологий и современных производств придется решать целый комплекс задач, как производственных, так и социальных, поскольку ни одна реформа не произойдет, если не получит всеобщей поддержки.

Оглядываясь на пройденный путь, можно констатировать, что сложились вполне работоспособные экономические и финансовые системы. Причем путь этот пройден не синхронно, не в такт, а с разной скоростью. Так, Казахстан быстрее провел реформу банковской системы. Как сказал на круглом столе заместитель председателя Национального банка Республики Казахстан Данияр Акишев, все банки в стране — коммерческие, их капитал равен 100% ВВП, а потому их роль в экономике республики трудно переоценить. С другой стороны, их самостоятельность привела к большим займам на Западе, а потому развернувшийся в прошлом году ипотечный кризис в США сразу же затруднил возможность получения кредитов и — в итоге — породил собственный кризис. Что интересно, гасили пожар теми же средствами, что год спустя делает Россия, — давали деньги Национального банка и бюджета, вводили ограничения. Но — чего в России сейчас не удается — сумели переориентировать банки на работу не с зарубежными, а с внутренними капиталами. И вот парадокс, о котором сказал представитель Агентства по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы Дархан Нурпеисов: при падении индексов торговых площадок увеличилась капитализация фондовых бирж, а количество фирм, запустивших свои акции на торгах, увеличилось. Это значит, что бизнес поверил в возможность государства удержать рынки и стал искать средства для развития не в зарубежных кредитах, а в продаже собственных акций.

Главное же, говорили казахстанские финансисты, что кризис лишь косвенно сказался на стратегии «2030», скорее даже ускорил переключение на внутренние источники финансирования. Это позволило Казахстану, который уже более года живет в условиях ограниченного доступа на внешние рынки капиталов, приобрести своего рода иммунитет. «Поэтому последние негативные события, резкий спад на фондовых рынках, в том числе и в России, уже не имели такого эффекта для банковской системы Казахстана», — заключил заместитель председателя Национального банка Казахстана Данияр Акишев.

Так что казахстанский опыт преодоления финансового кризиса внушает оптимизм. В еще большей степени может послужить примером проведение у соседей пенсионной реформы, которая в России захлебнулась, а казахстанцы довели дело до конца. Сегодня в Пенсионном фонде республики средства, равные 14% ВВП, у нас — в лучшем случае 2%.

Все это не означает, что Россия должна быть прилежным учеником. Налоговый кодекс, например, в России появился 10 лет назад, а Казахстан только сейчас кодифицировал свое законодательство. Национальная специфика, разный подход к тем или иным аспектам развития дают возможность обмениваться опытом.


Автор Комментарий
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

да...да это правда=)))наши страны близницы=)))причем стратегия работает и очень даже прилично