Узбекистан открывает автомобильный Великий шелковый путь в Европу

Автор не указан
REGNUM, 17.09.08

В Ташкенте состоялась презентация проекта Международного союза автомобильного транспорта Новая Евроазиатская автотранспортная инициатива IRU (NELTI). Проект направлен на налаживание регулярных грузовых автоперевозок по протянувшимся на 3.000 км трем главным - северному, центральному и южному - маршрутам Великого шелкового пути. Первые 12 автомобилей с грузом уже направились в Европу. Об этом сообщили сегодня, 17 сентября в пресс-службе министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана.

По словам собеседника агентства, в проекте принимают участие автотранспортные компании «Бунёд», «БК Интранс», «УртаОсиёТранс» из Узбекистана, российская «Атрим Логистик», «Ошмежтранс» из Киргизии, «Карадениз» из Турции и иранская «Тизгаман Яхан». Грузовые автомобили этих компаний будут заниматься доставкой к месту назначения промышленных и потребительских товаров по всем трем направлениям. «Подтверждена решимость и способность представителей автотранспортной отрасли развивать автоперевозки по Великому Шелковому пути», - процитировал сотрудник пресс-службы высказывания Генерального секретаря IRU Мартина Марми. На церемонии генсек IRU отметил, что работа в этом направлении должна быть в первую очередь направлена на ликвидацию административных барьеров на пути этих перевозок. «Возрождение Шелкового пути для современных автотранспортных перевозок позволит без дополнительных инвестиций в инфраструктуру положить конец опустыниванию торговли во многих странах, которое происходит вследствие концентрации мировой торговли в нескольких основных международных портах», - сказал Мартин Марми. Отмечается, что в ходе проекта NELTI будет осуществляться детальный мониторинг маршрутов, результаты которого будут проанализированы Институтом транспортных проблем NEA (Нидерланды) и представлены в ходе 5-й международной Евроазиатской конференции IRU по проблемам автомобильного транспорта в Алмате в июне 2009 года. Поддерживаемый такими международными организациями, как ЕЭК ООН, ЭСКАТО, Всемирная таможенная организация, ЕврАзЭС, ШОС и национальными компетентными органами, проект обеспечит переключение части грузопотока, идущего сегодня из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу преимущественно морем, с морского на автомобильный транспорт. Таким образом, NELTI внесет вклад в экономическое развитие стран Центральноазиатского региона, не имеющих выхода к морю, путем соединения их с другими бизнесами и мировыми рынками, позволит улучшить использование их транзитного потенциала, принимая во внимание тот факт, что Китай за последнее время превратился в «мастерскую мира».

Как следует из исследования IRU, перспективными товарами для перевозок из Китая в Европу являются контрольно-измерительное оборудование, электроника, мобильные телефоны, мебель, одежда и обувь, пищевая продукция, имеющая ограниченный срок годности, а также косметика. В качестве обратных загрузок предполагается везти оборудование для промышленности и сельского хозяйства, металлопродукцию, химическую продукцию, товары народного потребления европейского производства, продукты питания.

Основанная в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария), IRU является единственной международной неправительственной организацией, которая представляет интересы автомобильного транспорта 68 стран мира - Европы, Америки, Азии и Африки. Имеются два представительства - в Брюсселе и Москве, которые проводят политику IRU и координируют деятельность национальных ассоциаций автоперевозчиков соответственно в странах Европейского Союза и Содружества Независимых Государств. Основной задачей IRU, отвечающей интересам всего общества, является защита интересов отрасли и организация международного сотрудничества в области грузового и пассажирского автотранспорта в интересах гармоничного и устойчивого развития мировой экономики. В соответствии со своим мандатом и в качестве консультативного органа ООН, IRU активно сотрудничает с национальными правительствами и частным бизнесом многих стран, а также поддерживает деятельные отношения со многими международными организациями: Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирной торговой организацией, Всемирной таможенной организацией, Всемирной организацией по туризму, Европейской конференцией министров транспорта, Европейской экономической комиссией ООН, экономической и социальной комиссией ООН по Азии и Тихому океану.

В Ташкенте также прошла международная конференция, посвященная вопросам развития автомобильных сообщений между Азией и Европой через Центральную Азию. Мероприятие было организовано Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан совместно с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков Узбекистана и Международным союзом автомобильного транспорта. В нем приняли участие представители соответствующих министерств и ведомств Узбекистана, международных организаций, финансовых учреждений, таких, как Азиатский банк развития, Исламский банк развития, а также ведущих автомобилестроительных компаний стран СНГ.

Справка ИА REGNUM: Основание Шелкового пути относят ко II веку до н.э., когда китайский посланник Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. В китайском историческом сочинении «Ши цзи» описаны перипетии его миссии, которая сопровождалась длительным пребыванием у гуннов, захватами в плен и бегствами. Несмотря на все приключения посла, миссия завершилась успешно, и Чжан Цянь по возвращении в Чанъань в 120 году до н.э. написал доклад императору. Он представляет собой первый известный отчет о политическом состоянии стран Центрально-Азиатского региона. С него началось установление прочных связей Китая с западными странами. Шелковый путь имел несколько маршрутов, которые проходили через разные перевалы в горных хребтах и обходили пустыни, но наиболее известным было северное направление, оно начиналось в древней столице Китая - Чанъане, шло через Ланьчжоу в Дуньхуан, где дорога разделялась на два направления. Северный путь начинался от заставы Юймэньгуань и шел у северного подножия Тянь-Шаня через Хотан, Турфан, перевал Сан-Таш, город Суяб (современное село Шабзи, Киргизия), Кулан (ст. Луговая), Уч-Булак, Тараз, Исфиджаб (Шымкент, Казахстан), Шаш (Ташкент, Узбекистан), Замин, Самарканд, Бухару, Амулю (Чарджоу, Туркменистан), Мерв (Мары, Туркменистан), Герат. Далее путь проходил через Гекатомпил (столицу Парфии), Экбатану и Гиераполь, а далее выводил к берегу Средиземного моря. В Средневековье основной маршрут Великого Шелкового пути начинался в Багдаде. По этому пути распространялись не только товары, но и технологии, в частности способы изготовления шелка, цветного стекла, бумаги, пороха и пушек. Шелковый путь распространял растения и животных. Китай получил по нему люцерну, виноград, фасоль, лук, огурцы, морковь.