В обозримом будущем казахстанские власти собираются существенно урезать размер основных налогов, поступающих в бюджет республики

Андрей Ситков
Комсомольская правда, N123, 21.08.2008, с. 9

Пришло время снижать налоги или нет, каждое государство на постсоветском пространстве решает самостоятельно. В России спорам между Минфином и Минэкономразвития нет конца. В ведомстве Эльвиры Набиуллиной, например, считают возможным радикальное снижение налога на добавленную стоимость сразу до 12%.

Но Алексей Кудрин категорически против. По его мнению, этот шаг приведет к серьезному сокращению доходов государственной казны. А значит, у правительства не будет денег на повышение денежного довольствия военнослужащим, пенсий пенсионерам, зарплат учителям, врачам и прочим. Но пока в России спорят, в Казахстане уже с 2009 года будет действовать ставка НДС 12%. Уже осенью на рассмотрение парламента будет внесен новый Налоговый кодекс. А он предусматривает снижение не только НДС, но и других налогов, которые платят в бюджет Казахстана бизнесмены, работающие в этой стране.

Россию уже догнали

"Знаете, почему у нас песни такие длинные? - шутят сами про себя жители Казахстана. - Мы их поем, пока степь не закончится!" И планировать свою жизнь казахстанцы привыкли так же. На долгий период, невзирая ни на какие трудности. Когда одиннадцать лет тому назад, в 1997 году, президент Нурсултан Назарбаев выдвинул план экономического развития до 2030 года, многие скептики лишь снисходительно улыбались. Действительно, страна в то время переживала те же самые экономические трудности, что и ее северный сосед Россия. Уровень ВВП на душу населения в Казахстане был почти в два раза ниже, инфляция выше, а падение промышленного производства даже более глубоким.

Но теперь Казахстан - совсем другая страна. Умению управлять экономическими процессами не грех поучиться и российскому Кабинету министров. Уже в этом году доходы казахстанцев сравнялись с российскими. Совсем неплохо, не правда ли? А ведь прошла всего треть того срока, который определил президент в своей программе развития страны в 1997 году.

Вот лишь некоторые цифры. В первом полугодии этого года реальный рост ВВП составил 5,4%, что соответствует прогнозируемым параметрам роста экономики Казахстана на уровне 7% годовых. А инфляция хоть и оказалась на 1% выше прошлогодней, все равно осталась во вполне разумных параметрах - 5,7%. Для сравнения, кстати, в России она уже превысила 8,7%, а на Украине - 14,6%. По мнению аналитиков, это говорит о самом главном - разумности бюджетной политики правительства Казахстана. Здесь не увлекаются наращиванием расходов бюджета, пользуясь высокими ценами на нефть. И предпочитают проводить серьезные и достаточно трудоемкие реформы.

Со следующего года, например, Казахстан намерен одновременно провести сразу три серьезных экономических преобразования - налогового законодательства, бюджетного законодательства и административной реформы. При этом нет никаких сомнений в том, что у руководства страны хватит политической воли и квалификации, чтобы эти реформы не легли тяжелым бременем на простых казахстанцев. Наоборот, дали импульс для дальнейшего ускоренного развития экономики.

"Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из "тени". Новый кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков", - заявил весной этого года, выступая с посланием перед парламентом Казахстана президент Нурсултан Назарбаев.

Казалось бы, если в экономике страны все настолько хорошо, то зачем понадобилась очередная реформа? Но в том-то и дело, что правительство в Астане не думает почивать на лаврах, а задумывается о будущем. Ведь цель сформулирована достаточно четко. К 2030 году Казахстан должен стать процветающей страной и по уровню жизни войти в список первых 50 стран мира. А для этого еще многое предстоит сделать.

Жизнь на проценты

Дело в том, что пока еще действующий в этой стране Налоговый кодекс исчерпал свои ресурсы и необходим радикально иной документ. Во всяком случае, об этом заявил сам президент Нурсултан Назарбаев. Прямо так и сказал, выступая перед членами парламента: "Необходимо привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящий момент его потенциал практически исчерпан".

Интересно, что новые налоговые законы правительство Казахстана не стало создавать, что называется, кулуарно. В этой работе приняли участие все заинтересованные политические силы страны, представители бизнеса и общества. Текст нового Налогового кодекса был вывешен для всеобщего обсуждения на интернет-сайте министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана. Напомним, в РК составлением государственного бюджета на каждый год занимается не Минфин, как в России, а ведомство, аналогичное отечественному Министерству экономического развития.

Так вот, наблюдатели сразу обратили внимание на тот факт, что после принятия нового Налогового кодекса большинство налогов в стране будет снижено. Причем довольно значительно.

Вот только некоторые ставки. Налог на прибыль, или, как он называется в Казахстане, корпоративный подоходный налог, составит 20%. Хотя правительство Карима Масимова не исключает, что может пойти и на снижение ставки КПН до 15%. В России он сейчас равен 24%. Социальный налог в отличие от отечественного ЕСН будет равен не 32%, как в России, а всего 11% от фонда оплаты труда. Между прочим, споры по поводу снижения Единого социального налога хотя бы процентов на пять в России сейчас не менее ожесточенные, чем дискуссии о необходимости скостить налог на добавленную стоимость. Только спорят об этом не

Минэкономразвития с Минфином, а представители бизнеса все с тем же ведомством Алексея Леонидовича Кудрина. Интересно, что и в этом случае аргументы у министра те же самые - в казне не будет хватать денег.

Наконец, ставка подоходного налога для граждан в Казахстане составляет 10% еще с 2007 года. В России налог на доходы физических лиц сейчас установлен на уровне 13%. Теперь согласно проекту нового Налогового кодекса богатых казахстанцев заставят платить повышенные налоги на недвижимость. Например, если стоимость коттеджа будет превышать 30 млн. тенге (примерно 250 тыс. долларов США), то платить за него налог придется в два раза больше. Это достаточно четкий сигнал того, что в Казахстане не забывают о социальной справедливости.

Слезть с нефтяной иглы

Впрочем, как признают власти Казахстана, главная цель нового Налогового кодекса - решить ту же самую проблему, которая сегодня актуальна и для российской экономики. Нашему южному соседу тоже необходимо избавиться от нефтяной зависимости. По официальным данным, более половины казахстанского экспорта - это нефть и газ. При этом, если в денежном выражении он в первом полугодии этого года вырос, то в физическом, наоборот, сократился. В переводе с экономического языка это означает, что экспорт нефти из Казахстана сокращается. Хотя денег за него казна получает пока больше. Но что будет, если мировые цены на нефть упадут?

Новый Налоговый кодекс, возвращаясь все к тому же языку экономистов, призван стать инструментом диверсификации казахстанской экономики. "Он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет экономической отдачи от добывающего сектора", - считает Нурсултан Назарбаев.

Разработанный правительством Карима Масимова Налоговый кодекс подразумевает для этого сразу несколько мер. В первую очередь предполагается заменить действующий в Казахстане роялти налогом на добычу полезных ископаемых. Аналогичным тому, что действует сегодня в России. Разница между ними заключается в том, что роялти является платежом за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых. А налог будет уплачиваться по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан полезных ископаемых. И по каждому из них будет устанавливаться отдельно. Правда, какой именно, например, при добыче нефти и газа, в правительстве Казахстана пока предпочитают не говорить. Оно и понятно. Как нам сообщили в министерстве экономики и бюджетного планирования республики, для этого правительству для начала предстоит оценить, какой ущерб понесет бюджет от снижения других налогов.

Казахстанцы не сомневаются, что у их президента все получится и на этот раз. Тем более что этот оптимизм явно обоснованный. Ведь за прошедшие десять лет у этой страны многое уже получилось.

Материалы предоставлены
агентством WPS.