Россия должна ужесточить свою политику в отношении стран ближнего зарубежья

Алексей Матвеев
Военно-промышленный курьер, N33, 20.08.2008, с. 1, 3

События, связанные с проведением Россией операции по принуждению к миру в зонах грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов, показали не только возросшую боеспособность российских Вооруженных Сил, но и волю нашей страны отстаивать свои геополитические интересы в регионе Южного Кавказа.

Отрадно, что весьма активно в данной ситуации проявило себя Министерство иностранных дел РФ. Россия, применив военную силу, добилась того, чего хотела - агрессор выдворен с территории Южной Осетии, начаты мероприятия гуманитарного и политического характера по оказанию помощи пострадавшему населению. Между тем, извлекая уроки из произошедшего, констатируешь факт: страны СНГ не оказали Москве действенной и своевременной политической поддержки. В тот момент, когда 58-я армия отражала нападение грузинского агрессора на Южную Осетию, помощь шла только из регионов России, а из стран ближнего зарубежья - молчание на фоне провокационных заявлений режима Виктора Ющенко.

Оно и понятно, апологеты Вашингтона, кумовья Саакашвили и Ющенко, давно спелись на антироссийской ноте. Но почему молчали Белоруссия, Казахстан, Армения и другие ближайшие соратники и союзники Москвы? Попытки ответить на этот вопрос дают основания предположить, что в такой позиции во многом виновата сама Россия. Очень много уступок и реверансов делаем мы в отношении своих союзников по СНГ.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

В новой Концепции внешней политики России подчеркивается, что она "развивает и дополняет" прежнюю концепцию. Интересно то, что, как и раньше, пространство СНГ рассматривается в качестве главного регионального приоритета. При этом особо уделяется внимание интеграционным процессам в сфере безопасности с союзниками РФ по СНГ - в структурах ОДКБ, а в экономической сфере - на уровне ЕврАзЭС. Руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин считает, что СНГ перерос из организации, служащей "цивилизованному разводу бывших советских республик, в динамично развивающуюся экономическую структуру". "Если товарооборот по государственной линии из России в страны СНГ вырос почти в 7 раз за последние 8 лет, то такими же темпами, если не большими, проходила взаимная экспансия бизнес-структур России и стран СНГ", - заявил он недавно. Этому трудно что-либо возразить, однако, думается, было бы правильным вместе с положительными сторонами интеграции на постсоветском пространстве рассмотреть проблемные вопросы, упущенные возможности, напрямую влияющие на эффективность реализации интересов России в странах Содружества.

Действительно, Россия увеличивает товарооборот со странами СНГ. Однако будет справедливым утверждать, что он вырос благодаря значительному росту цен на энергоносители. При этом доля товарооборота РФ со странами СНГ по-прежнему мала и составляет всего14,7% (данные за январь-апрель 2008 года), тогда как основная доля экспорта и импорта РФ приходится на Европейский союз - 53,4%. Экономические проекты, связанные с высокими технологиями, энергетикой в странах СНГ, пока еще Россией реализуются слабо. При этом многие государства ближнего зарубежья уже ориентированы на США, страны Европы и Китай.

Российские политологи и дипломаты озабочены странами СНГ, проводящими по отношению к Москве недружественную внешнюю политику, которая не во всем соответствует ее геополитическим интересам. Ругают Грузию и Украину за желание вступить в НАТО. Киев упрекают за нападки на Черноморский флот. Азербайджаном недовольны за создание альтернативных путей транспортировки углеводородов и сотрудничество с Турцией и США. Молдавию бранят за вытеснение России из Приднестровья. Именно эти страны создали свою военно-политическую организацию - ГУАМ. И стало во внешней политике Москвы как бы законом не проводить с этими странами активной экономической политики и, по возможности, вводить против них экономические санкции, как это было с Грузией и Молдавией. Между тем нельзя не заметить, что определенные экономические и политические проблемы существуют у Москвы и с союзниками.

КИТАЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ

Экономика стран Центральной Азии - Казахстана, Киргизии и Таджикистана во многом ориентирована на КНР, хотя они как бы являются стратегическими союзниками России. По оценкам независимых экспертов, почти 80% внешнеторгового оборота Киргизии приходится на торговлю с Китаем. У Таджикистана и Казахстана этот показатель приближается к 30%. В реальных деньгах в Таджикистане он составляет 200 млн., а в Казахстане - 13,9 миллиарда долларов. Заметим при этом, что, если учитывать ВВП стран, то как для Душанбе, так и для Астаны это огромные цифры.

И что самое интересное - выросли они за последние 2 года почти в три раза. Так, в Казахстане этот показатель еще в 2005 году недотягивал и до 5,5 млрд. долларов. К 2010 году его планируют довести до 15 млрд. Заметим, что такой товарооборот у Казахстана существует и с США. А с Россией этот показатель составляет пока только 17 млрд. долларов. Это сравнительно немного. Тем более что потенциал экономического сотрудничества между Астаной и Москвой во многом исчерпан, а с Китаем и США динамично развивается. В конце января 2008 года было объявлено о планах строительства сразу двух железнодорожных путей из Синьцзяна (КНР) в Казахстан и далее в Центральную Азию. Одна из веток от Астаны до Урумчи этим летом уже торжественно была открыта. 9 июля, как известно, началось строительство казахстанского участка газопровода Туркменистан-Китай. Заметим, что уже действует построенный из Казахстана в КНР нефтепровод. А в Алма-Атинской области при поддержке китайской стороны строится Муйнакская ГЭС.

КАЗАХСТАН ДИСТАНЦИРУЕТСЯ

Активности китайцев можно только позавидовать. А что же Россия? Несколько лет назад договорились о создании транспортно-промышленного кластера на границе России и Казахстана, в Оренбургской области. Взаимовыгодный проект должен был значительно оживить приграничную торговлю, способствовать созданию множества новых рабочих мест. Через год с казахстанской стороны все было готово, а в России ничего и не начиналось. В итоге Астана вышла из проекта. Есть проблемы у наших стран в военно-технической сфере. Скажем, Казахстан модернизирует свою боевую технику - российского и советского производства - с участием Израиля и других западных стран, но не России. Объявлен тендер на модернизацию системы ПВО страны с участием Великобритании, Франции. Россия здесь также может оказаться на вторых ролях. Аналогичная ситуация у России не только с Казахстаном, но и со всеми своими союзниками по ОДКБ.

НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ ОБМЕН С ТАДЖИКИСТАНОМ

В Таджикистане мы передаем национальным Вооруженным Силам вооружение 201-й военной базы на сумму почти 1 млрд. долларов. Однако такая лояльность не гарантирует Москве экономического успеха. По признанию сотрудников посольства России в Таджикистане, Россия, к сожалению, еще не является главным партнером в товарообороте с этим государством. "Такие привлекательные виды продукции, как хлопок и алюминий, идут, минуя Россию, главного партнера по всем другим вопросам. Таджикский хлопок в основном поступает в Россию через Латвию или Казахстан.

Видимо, мы в свое время упустили из виду эту сферу", - с горечью отмечают наши дипломаты. Но кто мешает им проявлять большую активность и отвоевывать свои интересы?

На недавней встрече с российскими дипломатами президент РФ Дмитрий Медведев потребовал от них быть агрессивнее. Но ведь дело не только в этом. Во внешнеполитических действиях России на постсоветском пространстве пока не просматривается сколь-либо системного характера. Ее внешняя политика остается, по оценкам независимых экспертов, инертной, вялой, ситуативной, пораженной коррупцией и стоящей на страже олигархических интересов. Между тем время работает против Москвы.

ГОТОВЯТ НОВУЮ "ТЮЛЬПАНОВУЮ РЕВОЛЮЦИЮ"

Скажем, Россия обеспечивает безопасность Киргизии, оказывает ей безвозмездную помощь, в том числе и в сфере ВТС. Между тем экономические приоритеты Бишкека отданы Китаю и Казахстану. В обеспечении своей безопасности страна ориентируется также на НАТО и США. Вспомнить хотя бы инцидент, когда киргизская милиция "обезвредила" целый арсенал с американским оружием. Как потом оказалось, это оружие предназначалось для проведения учений военнослужащих США с сотрудниками Госкомитета национальной безопасности. Почему такие нарушения? Почему милиция этим озаботилась, а спецслужбы проморгали? А может быть, "янки" готовили госпереворот, новую "тюльпановую революцию" в Киргизии? Несмотря на такие проблемы, Бишкек согласился расширить Пентагону военно-воздушную базу Ганси, которая дислоцируется на территории страны. Заметим, что Москва на такую лояльность Бишкека реагирует очень вяло. Хотя долговременное присутствие сил НАТО и США на территории ЦА угрожает геополитическим интересам РФ.

НЕДРУЖЕСТВЕННОЕ МОЛЧАНИЕ УЗБЕКИСТАНА

Казалось бы, Бишкек должен был извлечь уроки из того, что произошло в Киргизии весной 2005 года, когда в результате натиска так называемых демократических сил, которые поддерживали США, было свергнуто легитимное правительство Аскара Акаева. "Тюльпановую революцию" удалось погасить. Однако киргизское руководство по-прежнему пытается заигрывать с американцами, цель которых - посеять нестабильность в ЦА и надолго укрепиться там. Именно так надо рассматривать Андижанский мятеж, который состоялся в мае 2005 года в Узбекистане. Ташкент увидел в этом руку США. Правительство и войска под руководством президента страны Ислама Каримова жестко подавили мятеж, чем вызвали гнев американцев и других стран Европы. Между тем единственной страной, которая поддержала тогда жесткие действия руководства Узбекистана, была Россия. Возникает резонный вопрос: почему, когда Россия жестко действовала в отношении грузинского агрессора, аналогичной поддержки со стороны Ташкента не было?

Москва пока в отношениях со своими союзниками использует тактику пряника. То есть в основном продажа оружия странам ОДКБ производится по внутрироссийским ценам, а обучение военных специалистов происходит в основном на безвозмездной основе. Между тем такие затраты Москвы не окупают политические и экономические риски и возможности в этих сферах.

ГОРЬКИЙ ТУРКМЕНСКИЙ ПРЯНИК

Ашхабад пытается диверсифицировать транспортировку своих углеводородов. Начато строительство газопровода в Китай. Это, конечно, угрожает экономическим интересам России. Но Москва на это пока реагирует вяло. В Туркмении идет ущемление русскоязычного населения, но опять Москва проявляет пассивность. До каких пор?

ОБСЕ ДОРОЖЕ ДРУЖБЫ С МОСКВОЙ

Нельзя не заметить, что некоторые наши союзники активно дрейфуют в сторону евроструктур, США и НАТО. При этом лидирующее положение здесь принадлежит Армении и Казахстану - странам, которые Кремль рассматривает как самых истинных своих друзей и союзников. Таким образом, во внешнеполитических действиях видна тенденция явных ошибок и упущений. Скажем, еще несколько лет назад Москва поддержала инициативу Астаны стать в 2009-2010 гг. председателем ОБСЕ, явно считая, что Казахстан поддержит курс Москвы в этой организации. Однако в принятой недавно в РФ Концепции внешней политики Россия, похоже, окончательно хоронит ОБСЕ. Если восемь лет назад Россия была "заинтересована в сбалансированном развитии" этой организации, то теперь Москва требует создать ей альтернативу, а именно, заключить новый "договор о европейской безопасности, старт разработке которого можно было бы дать на ближайшем общеевропейском саммите". Между тем позиция Астаны здесь совсем другая. Ее будущее председательство в ОБСЕ означает поддержку этой организации. Показал Казахстан свое "фи" и в вопросах поддержки идеи Москвы выйти из режима санкций в отношении Абхазии. Как известно, он отказался это сделать.

Казалось бы, в этих условиях у России есть единственный союзник и единомышленник - Белоруссия. Но и в отношениях с этой страной не обходится без перекосов. В принятой восемь лет назад КВП создание Союзного государства считалось главной целью. Однако в новой КВП на проекте Союза России и Белоруссии, похоже, поставлен крест. Упомянуто лишь "создание условий для поэтапного перехода к рыночным отношениям" между Москвой и Минском. Россия задавила Белоруссию непомерными ценами на энергоресурсы, до сих пор не подписан договор о создании единой системы ПВО двух стран. Разве при таком отношении внешнюю политику РФ можно назвать последовательной и разумной?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Во-первых, в отношениях некоторых недружественных оппонентов РФ надо, думается, продолжать проводить жесткую политику. С учетом взрывоопасной ситуации в Южной Осетии и Абхазии и возможности развязывания там новой крупномасштабной войны видится необходимым ужесточение санкций России против Грузии. Россия вправе потребовать это от своих союзников по ОДКБ (именно потребовать!). Это не самоуправство, а элемент жесткой политики. Россия вправе, получив поддержку ООН, взять курс на демилитаризацию Грузии. Организовать, скажем, ее морскую и воздушную блокаду, ввести досмотр судов, прибываемых в ее порты по Черному морю на предмет провоза оружия и боеприпасов.

Как заявил "ВПК" президент Академии геополитических наук, генерал-полковник Леонид Ивашов, который долгое время возглавлял в МО РФ Главное управление международного военного сотрудничества, "в целях недопущения новой агрессии можно было бы расширить зону безопасности в Южной Осетии на 30-40 километров на юг страны, дойдя до Гори. А в Западной Грузии - взять под контроль стратегические пути, ведущие в черноморские порты Поти и Батуми". "Однако мы не сумели навязать пункт о полной демилитаризации Грузии, а значит, не застрахованы от новых агрессивных действий с ее стороны", - считает Ивашов. К данным советам, думается, стоит прислушаться.

Во-вторых, необходима агрессивность не только на военном и дипломатическом уровне, но и на экономическом. У России есть экономические рычаги давления на Украину, Азербайджан и Молдавию. Их необходимо усилить. Россия катастрофически теряет многие рынки на территории СНГ, а вкладывает нефтедоллары в экономику США и других стран Запада. Почему бы их не вложить в экономику вышеназванных стран? Тем самым привязав их к себе не только в бизнесе, но и в политическом плане. Может быть, тогда они станут лояльнее Москве?

В-третьих, думается, надо отменить тактику пряника в отношении союзников России на постсоветском пространстве (и в первую очередь в сфере ВТС). Безопасность в обмен на экономические уступки в бизнесе. Так надо ставить вопрос перед союзниками по ОДКБ.

В-четвертых, Москве пора действительно проявить волю и выполнить то, что записано в новой КВП относительно роли системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве. В частности, в концепции отмечено, что Россия рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в качестве "ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ, делая акцент на адаптации ОДКБ как многофункциональной интеграционной структуры к меняющейся обстановке, на превращении организации в стержневой институт обеспечения безопасности в зоне ее ответственности". К сожалению, об этом говорится как минимум лет десять. Но ОДКБ была пассивной, когда в Киргизии произошла "тюльпановая революция". Нет участия ОДКБ в миротворческой деятельности на постсоветском пространстве. Видимо, поэтому контакты с этой организацией игнорирует НАТО. Но Москва здесь хочет изменить ситуацию, и это радует. Теперь планы по повышению действенности ОДКБ оформлены в официальном российском документе. Осталось за малым - сделать так, чтобы ОДКБ стала таким стержневым инструментом обеспечения безопасности на территории СНГ, как это записано в КВП.

В-пятых, России надо определиться концептуально со своими оппонентами по СНГ. В КНБ, в частности, на этот счет записано, что отношение России к субрегиональным образованиям и иным структурам без российского участия на пространстве СНГ определяется "исходя из оценки их реального вклада в обеспечение добрососедства и стабильности, их готовности на деле учитывать законные российские интересы и уважать уже существующие механизмы сотрудничества, такие как СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, а также Шанхайская организация сотрудничества". Написано вроде правильно, но ведь вышеназванные механизмы сами нуждаются в совершенствовании. Значит, и России в своей деятельности нужно прописать принципы взаимодействия с этими организациями более подробно и ясно. Не надо бояться жесткости. Если у России есть истинные союзники, то они эту жесткость поймут. Если же их нет, то считать их таковыми нельзя. А значит, надо строить с ними новую систему взаимоотношений и контактов.

Можно назвать и другие необходимые меры во внешней политике РФ по отношению к странам ближнего зарубежья. И они будут оправданы, если авторитет России, как ведущей организации СНГ, возрастет. Хватит либеральничать.

Материалы предоставлены
агентством WPS.