О выдвижении актуальных законопроектов

arbakesh
Пресс-служба демократической партии "Азат"

СОВМЕСТНАЯ ИНИЦИАТИВА
Демократической партии «АЗАТ» и
Общенациональной социал-демократической партии Казахстана
«О выдвижении актуальных законопроектов»

В преддверии председательства Казахстана в ОБСЕ ключевое значение приобретает вопрос: решатся ли власти на реальные демократические изменения, или вновь попытаются лишь изобразить их видимость.

В этой связи Общенациональная социал-демократическая партия и ДПК «АЗАТ» Казахстана инициативно выдвигают четыре наиболее актуальных и показательных законопроекта:

1. «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК «О выборах в Республике Казахстан»;

2.  «О средствах массовой информации»;

3. «О политических партиях»;

4. «О порядке организации проведения мирных митингов, демонстраций, шествий и пикетов».

Основные положения разработанных нами законопроектов излагаются ниже.

1. Именно незащищенность прав избирателя, отсутствие гарантий реализации его волеизъявления стало причиной массовых фальсификаций на выборах 2004, 2005, 2007 гг., значительного обострения внутриполитической обстановки в стране и снижения уровня доверия  к казахстанской власти со стороны сограждан и международного сообщества. Выходом из этой  ситуации может стать только  создание эффективного механизма правового регулирования избирательного процесс, нацеленного на обеспечение его политической беспристрастности. В связи с этим мы предлагаем закрепить в законе  независимый статус политически сбалансированных и подлинно плюралистических избирательных комиссий.

По нашему мнению, следует установить в законе  требование лишь о минимальном составе комиссий - 7 человек - и формировании их представителями всех политических партий и кандидатов, участвующих в избирательном процессе.

С целью пресечения фактов вбрасывания бюллетеней, использования «челночно-карусельного» метода голосования,  предлагаем установить законодательное требование об изготовлении избирательных бюллетеней с контрольным (отрывным) талоном.

В законопроекте обеспечиваются равные условия для проведения любых агитационных мероприятий, в т. ч. предусматривается обязательное выделение мест для размещения агитматериалов. Кроме того, обеспечивается доступность и прозрачность информации по спискам избирателей, расширяются права доверенных лиц и наблюдателей. Предлагается  восстановить право политических партий объединяться в избирательные блоки, снизить барьер для прохождения партий  в Мажилис до 5 процентов вместо  существующих 7-ми. Внедряются законодательные «механизмы», нацеленные на недопущение формирования однопартийного Парламента. Мы требуем отмены электронного голосования - как дискредитировавшего себя в глазах общества и не обеспечивающего прозрачность процесса подсчета голосов избирателей.

2. Средства массовой информации должны служить демократическому, правовому и социальному государству, каковым себя позиционирует Республика Казахстан.

ДПК «АЗАТ» и ОСДП предлагают проект закона «О средствах массовой информации», который   разработан на основе проекта  Конгресса журналистов. Нами он дополнен и в него внесено ряд изменений. Мы предлагаем:

1) установить одним из главных принципов деятельности средств массовой информации «признание идеологического и политического многообразия в стране»;

2) установить законодательные барьеры для монополизации СМИ

3) создать независимый постоянно действующий орган - Национальный совет по вопросам средств массовой информации.  В Национальный совет предлагается ввести по три представителя объединений (ассоциаций) журналистов, телерадиовещания, государственных исполнительных органов и по одному представителю от каждой политической партии. В состав Национального совета не могут входить руководители государственных органов, депутаты Парламента Республики Казахстан, собственники (учредители) средств массовой информации, руководители политических партий.

Основными задачами Национального совета является выработка предложений по вопросам совершенствования законодательства Республики Казахстан в области распределения и использования радиочастотного спектра и по предоставлению государственной адресной поддержки, средствам массовой информации. 

 3. Мы убеждены, что для формирования устойчивой партийно-политической системы необходимо создание условий для цивилизованной политической конкуренции и многопартийности, обеспечивающих преемственность государственного управления. Без внесения серьезных поправок в законодательство страны эту задачу не решить.

С этой целью ОСДП и ДПК «АЗАТ» предлагают установления следующих законодательных требований к созданию и регистрации политической партии:

1) инициатива  по созданию партии должна принадлежать группе граждан Республики Казахстан численностью не менее десяти человек,  образующих организационный комитет и созывающих учредительный съезд (конференцию) политической партии;

2) организационный комитет должен направить уведомление  в уполномоченный орган о своем намерении создать политическую партию и указать ее предполагаемое наименование;

3) учредительный съезд политической партии должен считаться правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину областей, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан, а норма представительства делегатов должна устанавливаться оргкомитетом из расчета, что каждая из областей, город республиканского значения и столица Республики Казахстан должны быть представлены не менее чем тремя делегатами;

4) для государственной регистрации политической партии в ее составе должно быть не менее пяти тысяч членов, представляющих структурные подразделения (филиалы и представительства) партии в более чем половине областей, городе республиканского значения и столице Республики Казахстан, численностью не менее 10 членов в каждом из них.

Кроме того, в проекте предлагаются единые условия поддержки политических партий и правила государственного финансирования политических партий.

 4. Право граждан на проведение собраний, митингов, пикетов и других публичных акций является одной из фундаментальных гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, одной из важнейших форм проявления социальной и политической активности населения.

Между тем, нынешний закон «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в РК» устанавливает такие ограничения прав граждан, которые фактически приводят к утрате их реального содержания.

Отличительной особенностью нашего законопроекта является то, что он дает четкие определения таких понятий, как публичное мероприятие, митинг, шествие, демонстрация, пикет и др., говорится о принципах их проведения.

По сравнению с действующим законом проект не содержит нормы о том, что местные представительные органы могут дополнительно регламентировать порядок проведения собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций с учетом местных условий - поскольку мы постоянно убеждаемся, как активно власть на местах использует это положение для нарушения прав граждан. В противовес нынешнему, разрешительному, закрепляется  уведомительный порядок проведения публичных мероприятий.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели открытых общественных местах, за исключением незначительного числа мест, использование которых для таких целей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим законом.

Срок подачи уведомления предлагается установить не ранее 10 и не позднее 5 дней до даты проведения публичной акции. Однако при предполагаемом пикетировании группой лиц уведомление может подаваться в срок не позднее 3 дней. В случае же проведения пикетирования тремя и менее участниками предварительно уведомлять власти не требуется.

Способность или неспособность монопартийных парламента и правительства принять наши предложения и явятся объективными показателями подлинных намерений власти.

Алматы, 24 июня 2008 года

Пресс-служба
демократической партии "Азат"

Материалы предоставлены
агентством WPS.