Транзитный автобан из Китая в Западную Европу будет финансировать Всемирный банк

Жанна Ержанова
Независимая газета, N126, 24.06.2008, с. 11

Вчера Казахстан и Всемирный банк (ВБ) заявили о планах совместного финансирования проекта по строительству дорог на сумму 2,5 млрд. долл., который поможет усовершенствовать торговые связи стран Азии с Россией и Европой. Предполагается, что данный проект даст мощный импульс повышению конкурентоспособности Казахстана и принесет значительные экономические выгоды не только стране, но и всему Центральноазиатскому региону.

Накануне об успешном завершении диалога Астаны с ВБ говорил его глава, визит которого в Казахстан завершился в воскресенье. Роберт Зеллик прибыл в Астану сразу после посещения Москвы. В течение трех дней пребывания на казахстанской земле он встретился с руководством страны, детально ознакомился со всеми проектами, поддерживаемыми банком. ВБ сегодня один из солиднейших партнеров республики. С 1992 года он предоставил казахстанскому правительству 32 займа на сумму более 2 млрд. долл. Финансовый институт оказывает поддержку в модернизации национальной экономики, реализует проекты в сфере сельского хозяйства, охраны окружающей среды, развития инфраструктуры, а также на ежегодной основе осуществляет программу малых грантов для неправительственных и общественных организаций, пояснили "НГ" в отечественном внешнеполитическом ведомстве.

Что касается самого крупного в Казахстане транспортного проекта "Западная Европа - Западный Китай", его практическая реализация началась в текущем году. Этот трансконтинентальный маршрут пройдет по территории Казахстана и России и далее в страны Западной Европы. В рамках проекта предусматривается реконструкция всех выходов на коридор из Центральноазиатского региона, в том числе из Узбекистана и Киргизии.

Протяженность коридора: Санкт-Петербург-Москва-Казань-Оренбург-Актобе-Кызылорда-Шымкент-Тараз-Алматы-Хоргос-китайский порт Ляньюньган составляет 8445 км, в частности по Казахстану - 2787 км.

Основными положительными показателями проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами - автодорожным Транссибом, морским (через Суэцкий канал) - является его протяженность и время нахождения в пути. Только временные показатели говорят об экономической привлекательности данного маршрута, заметила "НГ" директор департамента стратегического планирования и международного сотрудничества Министерства транспорта и коммуникации Казахстана Салтанат Рахимбекова. По ее словам, новый путь будет обеспечивать грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай-Казахстан, Китай-Центральная Азия, Китай-Россия-Западная Европа.

Стоимость проекта составляет 932 млрд. тенге (1 долл. - 120 тенге), из которых на претворение первого этапа - до 2013 года - необходимы 790 млрд. тенге. В бюджете текущего года на реализацию проекта "Западная Европа - Западный Китай" уже предусмотрено 8,3 млрд. тенге. На первом этапе планируется три источника финансирования: республиканский бюджет, внешние займы международных финансовых институтов с софинансированием из госказны и частные инвестиции на концессионной основе. В целях финансового обеспечения проекта, кроме средств республиканского бюджета, планируется использовать механизм государственно-частного партнерства, а на реконструкцию остальных участков предлагается привлечь займы международных финансовых институтов. В этом году Минтранс завершит разработку проектно-сметной документации, подготовит к подписанию проекты соглашений о привлечении внешних займов, объявит конкурсы на привлечение потенциальных концессионеров и обеспечит завершение работ по развитию данного коридора к 2013 году, пояснили в транспортном ведомстве.

В рамках межправительственных комиссий министерством проведены переговоры с коллегами из России и в декабре прошлого года в Оренбурге подписан совместный протокол по развитию этого коридора. Китайская же сторона предложила данный вопрос вынести на рассмотрение глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества. Сейчас готовится презентация проекта на ближайшем заседании специальной рабочей группы по транзитному потенциалу в рамках ШОС.

Материалы предоставлены
агентством WPS.