Президенты Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев договорились о строительстве АЭС в Казахстане

Ярослав Бутаков
Россия, N4-5, 05.06.2008, с. 4

Задолго до вступления Дмитрия Медведева в должность президента России аналитики начали делать предположения, куда нанесет свой первый визит вновь избранный глава государства. Интерес к этим прогнозам подогревался его заявлением, сделанным в марте вскоре после выборов, что это будет одна из стран СНГ. Тогда же новый президент обозначил развитие отношений со странами Содружества как приоритетное направление внешней политики России.

Февраль и март были отмечены очередным обострением разногласий с Украиной по поводу цен на российский газ и условий его поставки. Тогда же президент Белоруссии резко упрекнул Россию в том, что она не желает строить обещанное Союзное государство. В свете этого можно было ожидать, что первостепенным предметом внешнеполитического интереса Медведева станет одно из восточнославянских государств. Однако новый лидер России продемонстрировал, что долгосрочная концепция партнерства в рамках СНГ продиктована не сиюминутной конъюнктурой, а постоянными интересами. Объектом первого заграничного визита Медведева на новом посту стал Казахстан.

Это следовало предполагать. В последние годы именно Казахстан, а не Белоруссия и тем более не Украина, стал главным партнером России на постсоветском пространстве. Договоренности о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Евразийского банка. Таможенного союза были подписаны ранее Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым.

Таким образом, все активнее продвигающиеся на просторах бывшего Союза объединительные тенденции связаны прежде всего с именами президентов России и Казахстана. Медведев намерен продолжать эту традицию, заложенную его предшественником. Однако помимо многосторонних связей в рамках Содружества Независимых Государств, у России и Казахстана есть вопросы двусторонних отношений. От их решения во многом и зависит крепость связей, сплачивающих СНГ.

Имея самую протяженную в мире сухопутную границу, Россия и Казахстан не предъявляют друг к другу территориальных претензий, что является почти исключительным в практике отношений между постсоветскими государствами. Да и сама граница все больше вновь приобретает административный, нежели межгосударственный характер.

В ходе визита Медведева в Астану четко обозначилось, что отныне не только газ и нефть определяют приоритетные направления сотрудничества наших стран. На первый план выходит сотрудничество в сфере высоких технологий. Россия и Казахстан вместе - почти весь бывший Союз по наличию природных ресурсов, научно-технического потенциала и военно-промышленного комплекса. "Мы договорились вместе содействовать инновационному прорыву в наших государствах", - заявил президент РФ по итогам визита. Подготовка казахстанских космонавтов, создание совместных технопарков, работа над нанотехнологиями - все это, а не только углеводороды, соединяет интересы России и Казахстана в одно целое. Президенты двух стран договорились о создании с участием России объединенной компании по строительству АЭС в Казахстане. Казахстан обладает четвертью мировых запасов урана, и для России это был важный прорыв.

* * *

Юрий Солозобов, главный редактор сайта АПН-Казахстан:

- За последние годы в отношениях Москвы и Астаны был достигнут впечатляющий прогресс. Резко выросла степень доверия между народами и лидерами наших стран. Сегодня в двусторонних отношениях Казахстана и России нет вопросов, которые не могли бы быть решены путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов.

Материалы предоставлены
агентством WPS.