В Казахстане обсуждается проект введения платы за пользование автомагистралями

Жанна Сердалина, Астана
Новые известия, N96, 05.06.2008, с. 4

Вчера мажилис (нижняя палата парламента Казахстана) одобрил во втором чтении поправки к закону "Об автомобильном транспорте", согласно которым автодороги страны можно будет передавать в концессию. Этот проект министерства транспорта и коммуникаций вызвал горячие дискуссии в обществе, ведь в случае его утверждения с 1 января 2009 года дороги, построенные на бюджетные средства, станут платными.

Минтранском свои дорожные новации объясняет просто. "Это поможет снизить нагрузку на бюджет, но главное - сделает возможным уже в 2009 году строительство новых автотрасс", - таково мнение вице-министра транспорта и коммуникаций Дулата Кутербекова. Переход на платный проезд будет поэтапным. С расчетом на то, что полученные средства помогут не только окупить затраты концессионеров, но и пойдут на содержание, а также ремонт вверенных им дорог. По данным г-на Кутербекова, это позволит госбюджету ежегодно экономить 3 млрд. тенге (примерно 25 млн. долларов).

При этом вместо бесплатных проездных альтернатив (по европейскому образцу), о которых первоначально говорило правительство, в минтранскоме предлагают скидки, но только для казахстанцев, проживающих возле будущих платных шоссе. Чиновники уже подсчитали возможную прибыль будущих концессионеров. Как указывается в ведомственной справке, среднегодовой сбор с пользователей концессионных дорог (а это основные автомагистрали страны) составит 30 млрд. тенге (примерно четверть миллиарда долларов). При стоимости одного километра: для легковушек 2,5 тенге; для микроавтобусов - 4 тенге; для грузовиков - 6 тенге; для автопоездов и больших автобусов - 10 тенге.

Корреспондент "НИ" подсчитала, во что ей обойдется каждая поездка на личном авто из Астаны, скажем, в Караганду, к родным. Итак, от столицы Казахстана до Караганды - 220 км. Значит, авто-бросок в один конец влетит в 550 тенге. В обе стороны - 1100 тенге. Или почти 10 долларов, не считая расходов на бензин, которые в среднем составляют 32 доллара. Итого в будущем я вынуждена буду раскошеливаться на 42 у.е.

В общем, хочешь не хочешь, но платить придется. Ведь не поедешь же в объезд, по голой степи, с риском угробить и себя, и машину. Но вот депутат мажилиса Владимир Нехорошев надеется, что "нам будет не стыдно за то, что мы делаем". По его мнению, на модернизацию транспортных артерий нужны большие деньги, а то водители привыкли материться, "и чем больше мата из их уст, тем, значит, хуже дороги". В принципе, не против перехода на платные дороги и другой депутат мажилиса, Валерий Котович. Но с оговорками, ведь "если дорога построена за счет бюджетных средств, то как она может быть платной?" По мнению парламентария, отсутствие бесплатных альтернатив приведет к новым виткам социальной напряженности: "Для сельчанина, который водит еще советские "жигули", не имеющего лишних денег не только на оплату проезда, но и на ремонт давным-давно укатанной машины, платная дорога станет непозволительной роскошью".

Своим мнением с "НИ" поделился и директор Ассоциации междугородных пассажирских автобусных перевозчиков и автовокзалов Казахстана Виктор Когай. "Предстоящий переход на платные дороги обязательно скажется на себестоимости перевозок, - заявил он. - Не только пассажирских, но и грузовых. А в этом случае возникнет необходимость сдерживать рост тарифов за проезд, который начнут диктовать новые монополисты".

Евгений НИКИТИНСКИЙ, председатель комитета индустрии туризма при минтуризма и спорта Казахстана:

- Нам важно, чтобы качество дорог, если они переходят в концессию, отвечало международным стандартам. Во-первых, дороги должны быть очень хорошо информатизированы, знаки должны отвечать критериям ISO (Международной организации по стандартизации. - "НИ"), и быть понятными для туристов. В списке пожеланий и рекомендаций - удобные парковки, теплые туалеты. И, конечно же, стоянки, на которых можно обратиться за помощью медиков, перекусить в специально отведенных местах, отремонтировать автомобиль, принять душ. В любое время года. Если стоимость проезда будет обоснованной и не дорогой - туристов это не отпугнет. Но только в том случае, если состояние автомобильных дорог действительно качественно улучшится, а не останется прежним.

Материалы предоставлены
агентством WPS.