Интервью генерального секретаря ОДКБ генерал-полковника Николая Бордюжи

Виктор Михайлов
Независимое Военное Обозрение, N17, 23.05.2008, с. 1, 4

Накануне Дня пограничника корреспондент "НВО" взял интервью у бывшего директора ФПС России (1998 год), а ныне - генерального секретаря ОДКБ генерал-полковника Николая Бордюжи. Разговор идет об "особой" пограничной службе.

Николай Николаевич! С 1992 года вы были одним из руководителей Федеральной пограничной службы России, а с января по сентябрь 1998 года - директором ФПС. С какими сложностями вы столкнулись в тот период? Какие значимые решения принимались в те годы? На ваш взгляд, изменились ли задачи зеленых фуражек сегодня?

Для Пограничной службы России 1990-е годы были исключительно трудными. Происходил развал Пограничных войск Советского Союза. Многие из офицерского состава погранвойск подались на свои "национальные квартиры", в ставшие суверенными бывшие советские республики.

Это было особенно заметно на фоне вооруженных конфликтов на Кавказе, в Таджикистане, в Приднестровье. Помню, что, например, в Таджикистане на заставах в тот период служили не более 30 процентов офицеров от положенного. Остальные разъехались: кто в Казахстан, кто в Украину... Часть просто уволились.

Денег катастрофически не хватало: на денежное довольствие, продовольствие для солдат, боеприпасы, на ГСМ... Практически до 1997 года Пограничные войска России, участвуя в ряде вооруженных конфликтов, а в Таджикистане ведя настоящие боевые действия, перебивались, что называется, с хлеба на воду.

Но даже в это время пограничники выполняли свои задачи, а служба развивалась. Было принято решение о создании самостоятельного ведомства, сформирована новая структура пограничной службы. Приняты решения о создании резервов, которые целенаправленно действовали против бандформирований. Восстановлена укомплектованность застав, создана практически заново система подготовки офицерских кадров и т.д. Были приняты очень серьезные решения о воссоздании инфраструктуры на Кавказе, в Таджикистане. По сути, в исключительно сложных условиях была восстановлена охрана госграницы, в том числе и на новых участках, обеспечено выполнение задач при локализации существовавших вооруженных конфликтов.

В 1990-е годы ФПС была выведена в самостоятельное ведомство, а затем вошла в состав ФСБ. Что, на ваш взгляд, повлияло на принятие таких решений?

Как и раньше в СССР, граница в 1990-е годы охранялась комбинированным методом: войсковым и оперативным. В охране государственной границы использовались войсковые пограничные подразделения, технические средства. Исключительно важную роль играли разведывательные подразделения ФПС, которые во взаимодействии с органами безопасности и внутренних дел обеспечивали оперативное прикрытие госграницы. Комплексным применением всех имеющихся возможностей и обеспечивалась эффективность охраны границы. Сегодня заявлено о переходе на оперативный способ охраны границы. Поэтому вместо пограничных округов созданы территориальные органы. Исходя из этого, видимо, и принято решение о том, чтобы ФПС вошла в состав ФСБ.

Как складывались взаимоотношения с пограничными службами стран СНГ?

Эти отношения всегда были деловыми и традиционно хорошими. В настоящее время они такими и остаются. ФПС России оказывала помощь в становлении пограничных ведомств стран-членов СНГ. Российские пограничники оказывали такую помощь коллегам из Таджикистана, Киргизии. Мы также охраняли их границы в 1990-х годах. До сих пор российские пограничники охраняют границу Армении. Мы участвовали в охране границ Казахстана и Белоруссии. Россия помогает своим союзникам в материально-техническом плане, в сфере подготовки кадров, разработке нормативной базы.

Как изменилось положение на таджикско-афганской границе после передачи ее охраны таджикским зеленым фуражкам?

Считаю, что охрану этого участка общей границы СНГ надо было давно передать Таджикистану как суверенному государству, имеющему свою погранслужбу. Но российские пограничники с этого рубежа не ушли. Просто изменена система охраны, которая предусматривает взаимодействие. Говорить о провалах в системе контроля за госграницей, которые предрекали при передаче, нельзя. Таджикские подразделения при поддержке российских специалистов вполне боеспособны. Что подтверждает и статистика. За прошедшее время таджикские пограничники самостоятельно задержали не намного меньше наркотиков, чем ранее российские зеленые фуражки.

Да, было небольшое "проседание". Но это естественный процесс во время изменения структуры.

Главная проблема таджикско-афганской границы по-прежнему наркотики?

В 1990-х годах прошлого столетия главной проблемой были незаконные вооруженные формирования. Сейчас - да, наркотики. Эксперты констатируют, что после начала операции международной антитеррористической коалиции под руководством США в Афганистане производство наркотиков в этой стране не уменьшилось, а возросло в три раза. Такой вывод сделали и члены Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности, совершившие в прошлом году рабочую поездку в Центрально-Азиатский регион для изучения военно-политической обстановки.

Если в 2001 году - в тот год, напомню, началась антитеррористическая операция в Афганистане - под посевами мака там было занято 72 260 га земли, то в 2005-м - уже 103 907 га, в 2006-м - 164 972 га, а в 2007 году - 192 981 га.

По мнению экспертов, из урожая мака, выращенного в прошлом году, может быть произведено 650 тонн героина маркировки "999" (высшего качества). Это 3,5 млрд. доз, которые могут сделать наркоманами 700 млн. человек.

И в этих условиях Россия вывела своих пограничников с таджикско-афганской границы. Не поспешили ли в Москве с принятием данного решения?

Я так не считаю. К тому времени давно был сторонником вывода российских пограничников с этого рубежа. Свое мнение основываю на той практике, что получил в период с 1992-го по 1998-й год, когда активно участвовал в обеспечении охраны границы по Пянджу и в нормализации политической ситуации в Таджикистане, в активизации процесса сближения позиций двух враждующих группировок - официального руководства республики и той вооруженной оппозиции, которая тогда там действовала.

Таджикистан в ту пору не имел дееспособных силовых структур, в том числе и пограничных. Потом они были сформированы и за более чем десять лет из аморфных сил превратились в достаточно дееспособные подразделения. И этим тоже обусловлена необходимость вывода российской группировки.

Есть и определенный задел в кадровом потенциале, потому что в Таджикистане остались многие из тех пограничников, которые служили в российской погрангруппе. Во все годы, когда в Таджикистане находилась пограничная группа Российской Федерации, в ее составе всегда было до 80-85% граждан Таджикистана. Они были солдатами, прапорщиками, офицерами низшего звена, то есть проходили службу, как правило, на заставах. И, кстати, достаточно эффективно охраняли границу.

Имеется сложившаяся система охраны границы, оставленная Россией: и заставы, и отряды, и боевые посты, и посты боевого охранения, и переданная техника... Наши пограничники при расформировании Группы российских погранвойск в Таджикистане передали таджикским коллегам 11 военных городков непосредственно в Душанбе и 56 военных городков на границе. Последние - это места дислокации погранотрядов, погранкомендатур и погранзастав. Общая стоимость переданного недвижимого имущества порядка 800 млн. руб. в ценах 2003 года. Это второе.

И, третье: Россия несла очень большие расходы на содержание своей группировки. Я несколько лет служил заместителем, а потом и директором Федеральной пограничной службы и знаю, что до 25% всех тех средств, которые выделялись на ФПС, мы тратили на нашу погрангруппу в Таджикистане - это в условиях службы в горах, войны, вала наркотиков было приоритетным. Но в то же время все остальные российские пограничные округа, а потом региональные управления если не обескровливались, то получали значительно меньше средств.

Да и вообще, это нонсенс, когда одно государство, находясь от другого государства за тысячи километров и не имея с ним общей границы, охраняет его рубежи. Это, на мой взгляд, неправильно.

Но, повторюсь, мы не говорим, что Россия совсем ушла с Пянджа. Мы говорим об изменении формы охраны таджикско-афганской границы. Почти 300 российских офицеров, которые сегодня остаются в Республике Таджикистан, являются инструкторами, представителями органов управления, и они оказывают реальное содействие в защите не столь близкого от РФ рубежа.

Проблема не в том, что российские пограничники его покинули. А в том, что Таджикистан не имеет такого потенциала, как Россия, чтобы в достаточной мере поддерживать своих пограничников. Поэтому таджикской погранслужбе надо и далее оказывать содействие: финансовое, материально-техническое. Причем не только со стороны России, но и всех государств ОДКБ. Ведь ситуация на таджикско-афганской границе опасна не только для Таджикистана и России, она не менее опасна и для Киргизии, Казахстана, Белоруссии, может быть, в меньшей степени - для Армении, поскольку наркотики в том или ином количестве идут через все эти государства.

Вот почему мы и проводим известные уже операции "Канал", в которых пытаемся задействовать спецслужбы всех государств, сопредельных с Афганистаном или находящихся от него на не столь уж большом, по современным меркам, удалении. Операция стала важным звеном в создании так называемого антинаркотического пояса безопасности. Мы уже семь раз моделировали эту систему, и она работает. Мало того, вместе с государствами ОДКБ сейчас взаимодействуют спецслужбы и погранслужбы США, Азербайджана, Ирана, Китая, Пакистана, Узбекистана, Украины, Польши, стран Балтии... Потому что, повторюсь, граница с Афганистаном беспокоит всех.

Что бы вы хотели пожелать своим бывшим сослуживцам-пограничникам в канун их профессионального праздника и тем, кто хочет связать свою жизнь с защитой рубежей нашей Родины?

Желаю всем удачи! От качества службы пограничников во многом зависит безопасность России. Военнослужащие погранвойск - одни из самых надежных людей. Это особая каста! Таких взаимоотношений, как в Пограничных войсках, нет нигде. Мне это очень нравится. Я очень хочу, чтобы этот дух и особые отношения обязательно сохранились в будущем. Тем, кто желает посвятить себя пограничной службе, скажу, что это правильное решение. Это почетная, интересная и нужная для России работа.

ИЗ ДОСЬЕ "НВО"

Николай Николаевич Бордюжа родился 20 октября 1949 года в Орле. Окончил Пермское высшее командно-инженерное училище Ракетных войск стратегического назначения (1972), Высшие курсы военной контрразведки КГБ СССР (1976), Высшие курсы при Военной академии Генерального штаба (1995).

С 1972 года проходил службу в РВСН, с 1976-го - в КГБ СССР. В 1992 году назначен заместителем командующего Пограничными войсками по кадрам; в 1995-1998 годах - заместитель директора Федеральной пограничной службы России, в январе-сентябре 1998 года - директор ФПС. 28 апреля 2003 года утвержден на должность генерального секретаря ОДКБ.

Материалы предоставлены
агентством WPS.