Тандем опытнейшего Назарбаева и только выходящего на сцену мировой политики Медведева может достигнуть многого

Автор не указан
Российские вести, N17, 22.05.2008, с. 1

22 - 23 мая состоится государственный визит Президента Дмитрия Медведева в Казахстан. Затем 23 - 24 мая российский лидер посетит с официальным визитом Китай. То, что в качестве первой зарубежной столицы, в которую совершает свой первый визит в качестве Президента РФ Дмитрий Медведев, выбрана Астана, событие не случайное.

Казахстан, пожалуй, единственная страна на постсоветском пространстве, которая после развала СССР в 1991 году, несмотря на все проблемы и кризисы, никогда не уходил "далеко" от России. Тут срабатывали многие факторы - география, история и общее понимание образовавшихся проблем.

Но, пожалуй, не менее важное значение имело и то, что между лидерами двух стран, как во времена Бориса Ельцина, так и Владимира Путина, был установлен доверительный, дружественный личный контакт. Нурсултан Назарбаев был и остается одним из тех лидеров на постсоветском пространстве, который хорошо знает московские коридоры власти и прекрасно ориентируется в российской внешней политике. Достаточно упомянуть один факт: только в прошлом году Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев провели десять личных встреч. Однако, как заявил президент Казахстана, он несколько раз встречался и с Дмитрием Медведевым, в том числе и в Астане, и у него нет сомнений, что новый лидер России обладает глубоким пониманием значимости стратегического характера отношений между двумя странами. К тому же, как уточнил Нурсултан Абишевич, теперь России и Казахстану предстоит начать сложную работу по инновационно-индустриальной модернизации стран. А если учесть и настойчивое стремление Астаны выстроить новую конфигурацию отношений в рамках СНГ на постсоветском пространстве, то понятно, что речь в данном случае идет не только о дальнейшем развитии двухсторонних отношений.

Но большая политика берет свое начало "от порога". Фундамент, с которого две страны собираются стартовать для рывка вперед, заложен существенный. Прежде всего, Москва и Астана не только сохранили, но и упрочили стратегическое сотрудничество. В частности, в декабре прошлого года в Москве сторонами при участии Туркмении было подписано соглашение о строительстве газопровода, который позволит поставлять в Европу туркменский газ через территорию Казахстана в Россию. Тогда же стороны достигли принципиального согласия в том, что казахстанская нефть будет прокачиваться по российской территории к Черному морю для выхода в Европу по трансбалканской трубе из болгарского Бургаса до греческого Александруполиса. Судя по всему, первый зарубежный визит Дмитрия Медведева должен быть ознаменован подписанием соглашения, которое поставит окончательную точку в вопросе о выборе маршрута транспортировки казахстанской нефти на мировой рынок.

Прорыв вперед может быть осуществлен и там, где уже имеются фундаментальные заделы. Поэтому во время визита Дмитрия Медведева в Казахстан, судя по всему, будут рассматриваться и вопросы дальнейшей интеграции ядерно-промышленных комплексов двух стран. Москва и Астана планируют не только предложить свои услуги по поставке топлива для АЭС в зарубежные страны, но и привлечь к сотрудничеству в сфере мирного атома зарубежных партнеров.

Вообще, от состояния российско-казахстанских отношений во многом зависит положение дел на всем постсоветском пространстве. А на нем давно пора подуть свежим ветрам. Известно, что попытки создать в рамках СНГ на консенсусной основе Единое экономическое пространство, мягко говоря, не удались. Пока срабатывает только фактор двухстороннего сотрудничества в разных форматах: как в рамках СНГ, так и в рамках таких организаций, как Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества. Теперь же наступает время не деклараций и заявлений, а конкретных предложений по большим проектам сотрудничества, прежде всего в экономике, осуществление которых не только создавало бы новые кооперативные связи, но и сближало позиции стран по вопросам общей и региональной безопасности. Если судить по тому, что Москва и Астана накануне визита Дмитрия Медведева проводила интенсивные консультации, нельзя исключать возможности принятия и на этом направлении "прорывных" решений. Достаточно только упомянуть, что в ходе недавней встречи в Москве главы внешнеполитических ведомств двух стран говорилось об активном взаимодействии на международной арене, придании ему большей динамики. Тем более, что в 2010 году Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ.

Существует еще один существенный момент, который определяет значимость позиции Казахстана в деле развития дальнейшей интеграции экономических связей прежде всего на постсоветском пространстве. Не секрет, что в некоторых столицах бывших советских республик в активизации политики России на постсоветском пространстве пытаются усматривать "синдромы империализма" и настороженно относятся к любым предложениям, исходящим от Москвы. В этом случае инициативы Астаны, ее проекты по реформированию СНГ и, если хотите, усиление политико-дипломатической составляющей в действиях в рамках СНГ может иметь перспективное значение. Вот почему доверительный контакт, существующий между лидерами России и Казахстана, общее понимание тенденций как в мировой, так и в региональной политике приобретают важное значение. В этом смысле тандем опытнейшего Нурсултана Назарбаева и только выходящего на сцену мировой политики Дмитрия Медведева может достигнуть многого.

Материалы предоставлены
агентством WPS.