Дмитрию Медведеву в Казахстане вряд ли удастся одобрить проект расширения КТК

Дмитрий Бутрин, Наталья Скорлыгина; Александр Константинов, Астана
Коммерсантъ, N85, 21.05.2008, с. 14

Меморандум о расширении КТК, утвержденный профильными министрами России и Казахстана в начале мая, не был одобрен советом директоров консорциума из-за несогласия его иностранных акционеров с некоторыми условиями меморандума.

Теперь в случае внесения в него изменений его придется согласовывать уже с новым Минэнерго и новым главой министерства Сергеем Шматко, что затянет процесс надолго. И уж точно акционеры КТК не успеют договориться к стартующему в четверг визиту в Казахстан президента России Дмитрия Медведева.

На состоявшихся вчера заседаниях советов директоров ЗАО КТК-Р и АО КТК-К было принято решение отложить обсуждение меморандума о взаимопонимании о принципах расширения КТК на неопределенный срок. Об этом "Ъ" рассказал источник, близкий к "Транснефти". По его информации, утверждение меморандума в его нынешней редакции было заблокировано иностранными акционерами консорциума во главе с Chevron из-за несогласия с определенными в нем условиями.

6-7 мая глава Минпромэнерго Виктор Христенко побывал с визитом в Астане, где договорился с министром энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан Сауатом Мынбаевым о совместной позиции по проекту расширения КТК с 32 млн до 67 млн тонн (см. "Ъ" от 8 мая). Согласно меморандуму о взаимопонимании, расширение должно завершиться к 2012 году. Казахстан также обязался направлять 17 млн тонн нефти в трубопровод Бургас-Александруполис, заполнение которого собственными средствами России до сих пор под вопросом. Стороны договорились обеспечить стабильные поставки на НПЗ Казахстана и транзит российской нефти в направлении Китая, рассмотреть возможность транспортировки казахстанской нефти до Усть-Луги с расширением нефтепровода Атырау-Самара и перспективы совместного использования НПЗ в Казахстане и России, а также скоординировать политику по транспортировке нефти в Черноморском регионе. Собеседник "Ъ" говорит, что свое недовольство условиями меморандума Chevron высказывал и до заседания совета. Его высказал глава Chevron в России Иэн Макдональд на встрече с президентом "Транснефти" Николаем Токаревым 16 мая. Факт встречи и обсуждения вопросов КТК подтвердил "Ъ" вице-президент "Транснефти" Михаил Барков.

По словам источника "Ъ", Chevron считает неправомерным содержащееся в меморандуме требование о повышении инвестиционного тарифа на $14-15 за тонну. Возникли и разногласия по вопросу о пересчете процентов по задолженности консорциума: если в меморандуме заложен простой процент в размере 6%, то иностранные акционеры настаивают на сохранении сложного процента (начисление процента на проценты) в размере 7,9% годовых. Chevron также категорически отказывался от перевода прикомандированных к КТК сотрудников в штат КТК-Р или КТК-К, а также не соглашался с предложенной в меморандуме схемой реструктуризации долга.

В "Транснефти" недовольны затяжками при согласовании расширения. "Наша позиция в том, что те мелкие и пока не урегулированные вопросы, которые остались, не стоят самой идеи расширения", - говорит господин Барков. При этом, по его словам, налицо реальный прогресс в переговорах. "Мы как никогда ранее близки к тому, чтобы выйти на реальное соглашение", - говорит он. По словам господина Баркова, за время обсуждения расширения КТК "Транснефть" пошла на весьма существенные уступки западным акционерам, в том числе сошла с позиции расширения строго после реструктуризации долга КТК и только после повышения тарифа.

Как сообщил один из источников "Ъ" в "Транснефти", по вопросу тарифообразования есть уступки и со стороны Chevron. Иностранные акционеры КТК предполагали, что изначально средства на финансирование расширения будут черпаться из собственных средств КТК, потом будут привлекаться займы, и лишь потом возможно повышение тарифа, в случае если заемных средств будет недостаточно. Позиция "Транснефти" заключалась в возможности рассмотрения повышения тарифов на стадии до привлечения займов. Chevron, по словам собеседника "Ъ", согласился на принципиальную возможность рассмотрения этого вопроса. В Chevron не смогли оперативно дать комментарии по заседанию, однако рассказали, что было принято решение не выплачивать дивиденды за 2007 год.

"Обстоятельства с экспортом нефти из Казахстана таковы, что у экспортеров еще есть время, - говорит аналитик RusEnergy Михаил Крутихин. - Мощностей пока достаточно, с учетом отсрочки ввода в эксплуатацию Кашагана у акционеров КТК есть время, чтобы плотно поговорить о бизнесе". Однако, по словам Михаила Баркова, "Транснефть" хотела бы, чтобы в основу итогового соглашения лег существующий меморандум, и потому, что после изменения структуры правительства сменилось как министерство, так и его глава. И в случае внесения изменений меморандум необходимо будет вновь провести через согласование на уровне министерств двух стран.

22 мая начинается двухдневный визит в Казахстан президента РФ Дмитрия Медведева. Среди сопровождающих его лиц есть и новый глава Минэнерго Сергей Шматко, который, впрочем, пока не так далеко продвинулся в создании нового министерства. Вопрос КТК, который в рамках подготовки визита господина Медведева решал господин Христенко, предполагалось сделать одним из основных - скорее всего, после вчерашнего совета директоров КТК причислить его к списку достижений президента пока не удастся.

Материалы предоставлены
агентством WPS.