Минтранс предлагает отложить строительство нового канала между Каспием и Азовом до 2015 года

Алексей Щеглов, Айгуль Султанова
Независимая газета, N99, 20.05.2008, с. 5

Надежды Казахстана на то, что Россия прислушается к его просьбе построить новый канал, который бы соединил Каспийское и Азовское моря и тем самым расширил доступ казахстанских товаров на мировой рынок, близки к провалу. Минтранс России не собирается прокладывать такой маршрут в ближайшие годы, отнеся решение вопроса на период после зимней Олимпиады в Сочи, то есть после 2014 года.

Кроме того, в случае реализации проекта министерство настаивает не на кратчайшем маршруте, как просит Казахстан, а на значительно более протяженном - речь идет о проложении второй ветки действующего канала "Волго-Дон".

Предложения Минтранса о прокладке нового канала между Каспием и Азовом озвучил в субботу в ходе встречи с премьером Владимиром Путиным глава ведомства Игорь Левитин. Он предложил использовать после 2014 года на сооружении "Волго-Дона-2" мощности компаний, задействованных в строительстве объектов для сочинской Олимпиады.

"Если будет принято наше предложение о строительстве второй части "Волго-Дона", мы сможем задействовать те строительные организации, которые освободятся к 2014 году от работы в Сочи", - заявил Игорь Левитин. Министр также сообщил, что к 2015 году будет готово заключение по новому водному пути между Каспием и Черным морем.

Напомним, что о строительстве нового канала между Каспием и Азовом лично ходатайствовал в прошлом году перед тогда еще президентом России Владимиром Путиным глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. При этом он даже называл наиболее оптимальный для его страны маршрут - от калмыцкого порта Лагань по Кумо-Манычской впадине к Азову, предложив назвать канал "Евразией". Лоббируя этот проект, Назарбаев в июне 2007 года на XI Петербургском международном экономическом форуме даже позволил себе пригрозить Москве, что в случае отказа от реализации проекта "Евразия" казахстанская нефть пойдет в Европу через Азербайджан и Иран в обход России.

Россия взяла тайм-аут, пообещав рассмотреть вопрос, что ей выгоднее - проложить новый маршрут или построить вторую ветку уже существующего канала "Волго-Дон", протяженность которого примерно на 800 км больше предполагаемой протяженности канала "Евразия", что удлиняет и удорожает перевозку грузов для Казахстана. Отметим, еще до форума Владимир Путин в президентском Послании Федеральному собранию отметил целесообразность создания международного консорциума по строительству второй очереди Волго-Донского канала. Однако после заявления Назарбаева Россия обещала подумать и об альтернативном проекте "Евразия".

С оглашением обоих проектов в российских региональных элитах появились сторонники и противники этих маршрутов, пытавшиеся добиться от строительства канала максимума пользы для своих регионов. В частности, в пользу проекта "Волго-Дон-2" высказались административные и деловые элиты Астраханской и Волгоградской областей. Проект Назарбаева поддержали руководители Ростовской области, Калмыкии и Дагестана, а также на днях ушедший в добровольно-принудительную отставку экс-губернатор Ставропольского края Александр Черногоров.

В Казахстане пока не комментируют заявление Левитина. Как пояснил "НГ" источник в правительстве этой страны, предложение РФ должно поступить на рассмотрение совместной межведомственной комиссии, созданной по договоренности между президентами двух стран. До конца текущего года комиссия должна решить вопрос о выборе наиболее рационального маршрута для расширения судоходного сообщения между Каспийским и Азово-Черноморским бассейнами.

* * *

"Волго-Дон-2" и "Евразия"

Разница между двумя конкурирующими проектами весьма существенна. Протяженность второй ветки "Волго-Дона" составляет 1500 километров, а канала "Евразия" - 700 километров. По замыслу авторов "евразийского" проекта, канал должен быть прорыт от ростовского Азова до калмыцкого порта Лагань. Проект включает реконструкцию 329 км уже существующего Манычского водного пути у низовий Дона, где в 1936-1960 годах были построены три гидроузла с небольшими шлюзами. Далее трасса канала должна проходить по Кумо-Манычской впадине - тектоническому желобовидному понижению, отделяющему Предкавказье от степей и полупустынь юга Восточно-Европейской равнины и соединившему Кубано-Приазовскую и Прикаспийскую низменности, - и далее спускаться в Каспийское море. Общая длина канала - 650 км, из них 290 км должны пройти по территории Ставропольского края. В случае успеха реализации проекта "Евразия" появится возможность транспортировки танкерами каспийской нефти в Черное море, а затем в Средиземноморский регион и по рекам Дунай и Рейн - в большинство стран Евросоюза.

Пропускная способность "Евразии" должна составить 45 млн. тонн, в то время как второй ветки Волго-Донского канала - 16 млн. тонн. С технической точки зрения "Евразия" также более выгодна: на этом канале придется построить всего шесть шлюзов при 18 шлюзах на второй линии "Волго-Дона". Ориентировочная стоимость обоих проектов примерно одинакова и составляла, по приблизительным оценкам на середину прошлого года, около 4,5-5 млрд. евро.

Материалы предоставлены
агентством WPS.