Нефть «Тенгиза» и «Кашагана» пойдет в обход России

Николай Горелов
Время новостей, N71, 24.04.2008, с. 7

Казахстан начинает развивать маршруты экспорта нефти в обход России. Вчера в Астане на заседании казахстанско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев сообщил, что верхняя палата парламента страны сегодня планирует ратифицировать договор с Азербайджаном «о поддержке и содействии транспортировки нефти по системе Баку-Тбилиси-Джейхан».

В свою очередь, исполнительный директор по транспортировке «Казмунайгаза» Арман Дарбаев сообщил, что его компания и госнефтекомпания Азербайджана планируют подписать соглашение об основных принципах реализации проекта строительства Транскаспийской нефтетранспортной системы. «Документ практически готов и мы рассчитываем, что он будет подписан в самое ближайшее время, надеюсь в течение месяца», - цитирует его Интерфакс. По его словам, после подписания соглашения стороны создадут СП, которое займется реализацией проекта.

Как известно, из-за позиции правительства России, настаивающего на синхронизации расширения Каспийского трубопроводного консорциума со строительством Трансбалканского нефтепровода Бургас-Александруполис, КТК сможет прокачивать 67 млн тонн (сейчас - около 32 млн) в год не ранее 2014 года. В связи с этим Казахстан направит нефть месторождений «Кашаган» и «Тенгиз» (добыча которых в этом году составит более 40 млн тонн, а через несколько лет может вырасти до 120 млн тонн в год), в Турцию. Что, разумеется, не принесет России никаких дивидендов.

Проект создания нового экспортного маршрута казахской нефти предполагает транспортировку нефти по маршруту Ескене-Курык, далее морем до Азербайджана и затем - через систему Баку-Тбилиси-Джейхан. В рамках Транскаспийской системы необходимо построить терминалы на казахстанском и азербайджанском побережьях Каспия, а также закупить танкеры. «Первый этап, предусматривающий строительство трубопровода Ескене-Курык, оценивается предварительно в 1,3-1,4 млрд долл., - заявил Дарбаев. - Точная цифра будет определена по результатам технико-экономического обоснования проекта, подготовку которого завершит к концу 2008 года компания «Казтрансойл». Мощность нефтепровода составит на начальном этапе 23 млн тонн в год с последующим расширением до 38 млн тонн, а затем - до 56 млн тонн. Создание терминала в Курыке оценивается в 500-600 млн долл. Все работы по проекту планируется осуществить в период 2008-2012 гг. и подготовить систему к концу 2012 года». Г-н Мынбаев вчера отметил, передает ИТАР-ТАСС, что эксперты «Казмунайгаза» уже находятся в Азербайджане и в ближайшее время попытаются урегулировать все технические вопросы по формированию морской части казахстанско-каспийской системы транспортировки.

О том, что именно этот экспортный маршрут считается более перспективным, на днях говорил вице-президент Chevron, которая является оператором проекта разработки «Тенгиза», Иэн Макдолналд. «Chevron выступает за развитие транспортных мощностей как на южном (прежде всего через систему Баку-Тбилиси-Джейхан. - Ред.), так и на северном (через КТК. - Ред.) направлении, - заявил он в понедельник. - И хотя мы на собственном опыте убедились в надежности КТК как транспортной магистрали, задержка с расширением КТК заставляет нас усомниться в долгосрочных перспективах роста объемов транспортировки нефти в северном направлении. На южном направлении существует потенциал для долгосрочного развития. Данный маршрут будет связан с «Кашаганом» и станет стимулом для строительства новых портовых сооружений на юге Казахстана, а также модернизации Бакинского терминала, использованию танкеров большей вместительности для транспортировки через Каспий и в перспективе - строительства нового трубопровода Баку-Супса».

Он упрекнул Россию за то, что она ведет разговоры с участниками КТК о расширении системы с 2002 года, однако реально процесс сдвинулся с места только сейчас. Россия же ранее неоднократно выражала озабоченность экономической неэффективностью проекта, задолженность которого составляет 5 млрд долл., указывая, что увеличение мощности приведет лишь к еще большей задолженности и отодвинет срок получения дохода от транзита нефти по КТК. В сентябре прошлого года акционеры КТК одобрили повышение тарифа на прокачку и решили, что подписание документа о расширении мощности трубопровода состоится до конца 2008 года. При этом ТЭО расширения пропускной способности нефтепровода действует только до сентября этого года, а разработка нового может занять до двух лет.

Проект же строительства Транскаспийского нефтепровода показывает, что промедление в подобных вопросах может иметь весьма серьезные экономические последствия. Ведь цена вопроса - 1,3 млрд долл. в год в виде неполученного КТК дохода от прокачки нефти.

Материалы предоставлены
агентством WPS.

Автор Комментарий
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

ресей отдыхай