Казахская нефть может пойти в обход России

Людмила Подобедова
РБК daily, N72, 22.04.2008, с. 4

Chevron предупреждает Россию о намерении прокачивать добываемую им в рамках проекта «Тенгизшевройл» казахскую нефть через Азербайджан и Грузию в случае отсутствия прогресса в переговорах с Россией по расширению Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Как заявил вчера на конференции в Стамбуле вице-президент компании Chevron и глава ее российского представительства Иэн Макдоналд, даже если соблюдать плановые сроки расширения КТК, оно будет завершено не ранее конца 2013 года. А если увязывать это с запуском трубопровода Бургас - Александруполис, то сроки сдвинутся еще дальше.

Как договорится в докладе вице-президента Chevron по странам Европы, Евразии и Ближнего Востока Иэна Макдоналда, альтернативные трубопроводные маршруты потребуются в связи с ростом нефтедобычи в Казахстане. По прогнозам компании, уже в этом году добыча в проекте СП «Тенгизшевройл» достигнет 25 млн т нефти, а общая потенциальная добыча нефти Казахстана с учетом Карачаганака и Кашагана может вырасти до 120-150 млн т в год. Решения о расширении КТК нет с 2002 года, поэтому компания озаботилась созданием альтернативного «южного» маршрута по транспортировке казахской нефти.

По мнению г-на Макдоналда, решение о расширении КТК следует принять уже сейчас, чтобы проект был завершен до конца 2013 года, причем во избежание затягивания процесса непременно отвязать сроки реализации проекта от графика строительства обходного трубопровода Бургас - Александруполис. Причем Chevron утверждает, что нагрузки на турецкие проливы расширение КТК не даст с учетом того, что нефть КТК и после расширения проекта будет перевозиться на крупнотоннажных танкерах.

Наиболее привлекательным из «южных» трубопроводных маршрутов Chevron видится поставка топлива по трубопроводу Тенгиз - Актау - Курык первоначальной мощностью 15-20 млн т в год. Также планируется возить нефть через Баку морем танкерами вместимостью 12 тыс. т, а затем часть направлять в трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан, а остальное - в грузинские черноморские порты.

Источник в «Казмунайгазе» считает, что России политически выгодно форсировать расширение КТК, чтобы получить возможность транспортировать казахскую нефть по своей территории. По его мнению, можно поэтапно расширить трубу, частично рефинансировав задолженности КТК за счет кредита. Часть средств из него предлагается отдать на погашение долга акционерам проекта, а остальное пустить на расширение трубопровода.

Заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев считает, что у России заинтересованности в форсировании расширения КТК нет. «Конец 2013 года для трубопроводного проекта такой мощности и сложности не является запредельным», - сказал он РБК daily. При этом чиновник подчеркивает, что хотя расширение КТК и предлагается рассматривать в общей связке с планами по строительству греческо-болгарской трубы, но взаимозависимости между этими проектами нет. «Дополнительные возможности для Бургаса - Александруполиса являются таковыми и для акционеров КТК, если они принимают решение о расширении с учетом проблемы Босфора, но не более того. Для заполнения его первой очереди достаточно российской нефти. Мы готовы договариваться о взаимовыгодных вариантах, но разговор в режиме шантажа нам мало интересен», - говорит он. Чиновник подчеркивает, что расширение КТК будет напрямую увязано с достижением проектом рентабельности.

Сергей Винниченко, президент проектной компании «ООО «ТК «Бургас - Александруполис» считает, что расширение КТК возможно гораздо ранее 2013 года с учетом того, что запустить греческо-болгарский трубопровод планируется уже в конце 2011 года.

Игорь Ивахненко, редактор по Каспийскому региону RusEnergy, полагает, что у России осталось два-три месяца, чтобы договориться с иностранными акционерами КТК о расширении трубопроводной системы, иначе казахская нефть может просто пойти в обход страны. По его информации, уже сейчас помимо названных Иэном Макдоналдом альтернативных маршрутов обсуждается возможность строительства еще одного нефтепровода через Каспий с участием Азербайджана, куда может пойти дополнительная тенгизская нефть, а в дальнейшем и кашаганская.

Материалы предоставлены
агентством WPS.