На роль основного внешнеполитического партнера по СНГ Россия выбирает Казахстан

Юрий Солозобов
Трибуна, N10, 21.03.2008, c. 3

Напомним, что сразу после выборов Дмитрий Медведев заявил: "Для России основным внешнеполитическим приоритетом являются отношения с нашими ближайшими соседями, государствами СНГ. Поэтому мой первый визит, в случае моего избрания, будет осуществлен в одну из стран СНГ, это будет обязательно сделано". Обычно первый визит избранного президента несет большую символическую нагрузку и указывает на приоритеты в политике. Сегодня перед Россией стоит главная задача - усилить свое влияние на постсоветском пространстве. Причем Москве нужны осязаемые и гарантированные результаты: таможенные и экономические союзы, новые энергетические проекты, соглашения о военном сотрудничестве и охране границ.

Общий внешнеполитический вектор России оказывает воздействие на выбор страны для первого визита. По всем меркам это должен быть надежный российский партнер, тесно связанный с военно-политической и энергетической безопасностью. На пространстве СНГ всего несколько стран претендуют на то, чтобы называться нашими "стратегическими союзниками". Прежде всего, это члены Таможенного союза - Белоруссия и Казахстан. Кроме того, есть Армения, титулующая себя "форпостом России на Кавказе". А также Узбекистан, устами президента Каримова объявивший, что Ташкент "не просто стратегический партнер, но и союзник России".

Однако внутриполитическое положение в Армении и Узбекистане не столь безоблачно (особенно после недавних президентских выборов). А белорусский батька, имеющий неоднозначную репутацию в ЕС, на днях затеял новый этап дипломатической войны с США. Поэтому знаковые визиты в эти дружественные страны могут иметь нежелательный международный резонанс. Остается Казахстан - самый надежный на постсоветском пространстве партнер России.

Многое указывает на то, что в ближайшие годы на роль основного внешнеполитического партнера по СНГ Россия выберет Казахстан - ключевое государство Центральной Азии, в котором к тому же нет массовых антироссийских настроений. В известной казахской пословице ("Шакырган жерден калма, шакырмаган жерге барма") говорится о том, что не стоит пропускать тех мест, где ты желанный гость, но нежелательно появляться в гостях там, где тебя не ждут. И есть все основания надеяться, что именно эта народная мудрость станет основой для внешней политики наших стран.

С обеих сторон есть немало верных признаков готовящегося на конец мая официального визита. Так, казахстанский президент Нурсултан Назарбаев одним из первых поздравил новоизбранного президента России с победой и уже успел пригласить его с официальным визитом в Астану. В ответ Медведев заверил Назарбаева, что Казахстан является самым ближайшим, самым надежным союзником России.

Почему же основным направлением политики Москвы на постсоветском пространстве станет Центральная Азия? Дело в том, что страны Центральной Азии, и в частности именно Казахстан, являются стратегическим партнером Москвы в энергетической сфере. А без контроля над "центральноазиатским подбрюшьем" проект энергетической сверхдержавы будет трудно реализовать. Ведь десять процентов всех мировых запасов нефти и более трети мировых запасов урана, которыми обладает Казахстан, - это совсем немало.

Но подготовка визита в Астану связана не только с растущей добычей энергоносителей на Каспии, тому есть и две другие веские причины. Это огромные и далеко не до конца раскрытые транзитные возможности региона Центральной Азии, как моста между ЕС и Китаем. А также военно-стратегическое положение Казахстана, как "сердцевины Евразии". До тех пор пока российские рубежи со стороны Центральной Азии будут защищены, Россия может чувствовать себя в безопасности. По этой причине Казахстан, имеющий с нами общую границу протяженностью свыше 7,5 тысячи километров, является важнейшим геостратегическим партнером для России.

Да и с точки зрения Астаны, добрые отношения с Россией - приоритет номер один. Казахстан - крупный политический и торгово-экономический партнер России и военно-политический союзник. Между нашими народами давно существуют взаимные симпатии. А в межгосударственном сотрудничестве наметились сразу три крупных сферы: энергетическая, транспортно-коммуникационная и гуманитарная. Есть все основания полагать, что прогресс в отношениях Москвы и Астаны, который был достигнут во время президентства Владимира Путина, будет планомерно продолжен и развит при Дмитрии Медведеве.

Материалы предоставлены
агентством WPS.

Автор Комментарий
каз (не проверено)
Аватар пользователя каз.

Дружить так дружить..