"Погромов, как в Париже, в России не будет!"

Дмитрий Стешин, Ольга Вандышева
Комсомольская правда, N28, 27.02.2008, с. 8, 9

Константин Ромодановский

"Чайна-таунов в России не допустим!"

Константин Олегович, как у нас сегодня обстоят дела с переселением и миграцией? Создается впечатление, что процессы бурлят.

Слава Богу, что бурлят, но бурлят спокойно. После распада СССР у нас миграции как бы не было ни в каком виде. Приезжающие к нам на работу люди из ближнего зарубежья, в силу забюрократизированного порядка, волей-неволей становились нелегалами - начался хаос. Сейчас с учетом работы новых миграционных законов мы начинаем постепенно упорядочивать этот процесс. Мигранты нам нужны. Они необходимы как воздух для строительного и коммунального сектора, для сельского хозяйства и т. д. С другой стороны, надо отрегулировать "шлюзовые камеры" и научиться ими пользоваться на все сто процентов, чтобы не получить сложностей "а-ля Франция".

А сколько у нас в России сегодня мигрантов? Не перебор ли?

Я бы начал разговор с трудовых мигрантов, с тех, кто задерживается в нашей стране и составляет самую многочисленную категорию приезжих. Их количество определяется потребностями нашей экономики. Сейчас их порядка 10 миллионов человек. Эта цифра включает как нелегальных, так и легальных мигрантов.

А кого больше?

Пока, к сожалению, нелегалов. Их где-то 5 - 7 миллионов. Но мы все делаем для того, чтобы они становились легальными. Однако наводить порядок надо не только карательными методами, мы уже имеем возможность использовать метод кнута и пряника, с одной стороны, высокие штрафы для работодателей, с другой - простая процедура получения разрешения на работу и уведомительный порядок оповещения нас со стороны предпринимателей - это разумный подход. В прошлом году 2 миллиона 136 тысяч мигрантов получили разрешение на работу. В 2006 году таких разрешений было выдано всего 500 тысяч.

Есть такое мнение, что все это цветочки - миграция из Средней Азии. А что у нас с китайцами происходит?

Их в этом году меньше приехало. На первом месте у нас Узбекистан - 17,5 процента, Китай - на втором, 15,5%. В прошлом году среди всех легально работающих мигрантов китайцев было 20%. У нас есть, конечно, с ними проблемы, в том числе и нелегальный транзит в Западную Европу через нашу страну под видом туристов. Хочу вас заверить в том, что китайцам в сравнении с гражданами из бывшего Союза намного тяжелее въехать и раствориться в России, да и большей частью они возвращаются к себе на родину. Мы учитываем опыт наших коллег из США и Европы и не даем и не будем давать им возможности создавать так называемые мини-поселения - чайна-тауны.

"Проблема не в трудовых мигрантах, а в их оседании"

Гастарбайтеры - это палка о двух концах. С одной стороны, они решают демографическую проблему. С другой, вытесняют коренных жителей. Где золотая середина?

Миграция - долгосрочный и очень тонкий вопрос, и я бы не стал миграционную проблему смешивать с демографией. Мы демографический провал латаем за счет трудовых мигрантов, которые занимают пустующие или совсем непрестижные вакансии. Ведь мигрант - это тот, кто работает, приносит пользу своим трудом и может полностью прокормить себя. А условия мы им создаем заведомо сложные. Работодатель меньше ему платит. Может заставлять пахать сутками. Как робота. С другой стороны, предприимчивые российские бизнесмены зачастую злоупотребляют ситуацией, берут вместо квалифицированных и "дорогих" россиян нелегалов. Это, конечно, нарушает и дестабилизирует внутренний трудовой рынок, но мы сейчас имеем возможность бороться с такой предприимчивостью и наказывать рублем. Не хочешь по-честному и прозрачно - плати штраф за каждого незаконного мигранта до 800 тысяч рублей в казну государства. Например, в Москве средний штраф, налагаемый сейчас на работодателей, составляет 146 тысяч рублей. В то же время в странах СНГ более быстрыми темпами растет зарплата, повышается уровень благосостояния. Как бы нам еще не пришлось воевать за мигрантов и рабочие руки.

Ваша служба отслеживает миграцию из России? Сколько, например, людей уехало за последний год. Кто они по специальности?

В 2006 году, впервые, у нас уменьшилось количество уезжающих. Я говорю о миграционном приросте. В позапрошлый год потери были 532 тысячи, в 2007 году - 224 тысячи.

Что вас больше всего тревожит из нашей миграционной политики, самые опасные сценарии развития в ближайшие два-три года?

Главное - это профессионально научиться регулировать миграцию. Нам надо эффективно распределять трудовые ресурсы по всей стране с учетом потребности экономики и спроса работодателей. Научиться отбирать и использовать из общего потока специалистов, чтобы, к примеру, экскаваторщик или сантехник не мели улицы, а могли устроиться, в том числе и с помощью нашей Службы, по своей специальности. Во-вторых, создать механизм по разгрузке перенаселенных мигрантами регионов и тем самым защищать права собственного населения на труд. Нужно не упустить момент и, быть может, от части прибыли, которую сейчас нам дает миграция, реанимировать и поддерживать среднее профессиональное обучение собственных граждан, чтобы через каких-то 10 - 15 лет у России не было бы проблем с крановщиками, бульдозеристами, электриками и т. д. Главное, чтобы наши шлюзы не давали гастарбайтерам незаконно оседать в нашей стране. Поработал, заработал, живи дома.

"Старый загранпаспорт или биометрический - разницы нет"

Вам не кажется, что сложности с получением гражданства и паспортов созданы сознательно? Вот сидит клерк с маленьким окладом. Пришел к нему человек, быстро паспорт получил и забыл про миграционную службу вообще. А уважение оказать?

Сотрудники ФМС должны четко понимать, что наша служба обязана на качественном уровне обслуживать, да, именно обслуживать, население. Пришел человек, чтобы оформить заграничный паспорт или обычный, визу для друзей или партнеров по бизнесу и т. д., значит, у него не должно быть проблем и головной боли насчет очередей и непрофессионализма наших сотрудников. Этот серый и достаточно прибыльный рынок, который за годы сложился вокруг. И мы специально создали контролирующую структуру, чтобы избавиться от этого. Я недавно посмотрел на выдачу биометрических паспортов. В списках "очередников" - 100 человек, а в кабине сделано только 55 фотографий. Пришлось задать вопросы руководителям. К вечеру было сделано уже 115 биометрических паспортов.

Но это потому, что вы там побывали...

Да, но пока вопрос решается так, и у меня есть замы, которые получили команду лично контролировать выдачу биометрических паспортов.

Сейчас можно получить паспорт старого образца и паспорт биометрический. Какой лучше сделать?

Без разницы. Абсолютно. Если есть на территории биометрическая точка - получайте биометрический. Если ее нет, не надо напрягаться. Паспорт старого образца действует весь срок, на который выдан, - пять лет. Это установлено законом. Не должно здесь быть ажиотажа.

"Тут не гражданства надо лишать, а в тюрьму сажать"

Недавно во Владивостоке сцепились две диаспоры - армянская и азербайджанская. Со стороны азербайджанцев трое ранены. Их отвезли в больницу. Одного спасти не удалось. После чего подъехали азербайджанцы на двух автобусах. Требовали хирурга на расправу. Успокоил их только ОМОН. Выяснилось, что половина из них в розыске по разным делам, почти все - граждане России. Нужны ли нам такие граждане? И есть ли у нас процедура быстрого лишения гражданства, выдворения, депортации?

Ну, здесь не гражданства надо лишать, за такое преступление в тюрьму сажать нужно. Давайте разделим два понятия: "выдворение" и "депортация". Решение о депортации принимает только директор ФМС, лично. Решение о выдворении принимает суд. И если в позапрошлом году из России было выдворено более 50 тысяч человек, в 2007 году - менее 30 тысяч, то депортировано всего 40 человек.

Что за люди удостоились депортации?

Ранее судимые, ВИЧ-инфицированные и те, кто нарушил решение суда о выдворении.

В чем же разница между депортацией и выдворением?

Это одна и та же процедура принудительного перемещения. Но мы сейчас переходим к такой процедуре, как реадмиссия, это когда в принудительном перемещении некоего лица задействованы сразу два государства. И когда я беседую со своими коллегами из стран СНГ, я нахожу понимание.

В Грузии один известный политический деятель сказал публично: "Воровать в России надо, а дома - людям помогать". Не думаю, что Грузия, которая спихнула нам свой криминал, будет заинтересована в реадмиссии...

Честно говоря, обидно слышать подобного рода заявления от представителей близкого по вере и культуре народа. Но свою работу мы строим, конечно, исходя не из обид или симпатий, а из требований закона. И те, кто его нарушил, будь то граждане Грузии или российские граждане - грузины по национальности, должны отвечать за это. Я имею в виду нарушения уголовного закона.

"Соотечественников силой не тянем, но и бросать не будем"

Раньше говорилось, что в 2007 году по программе переселения соотечественников к нам должны были приехать 100 тысяч человек. Теперь называются другие цифры - в 2008 году Россия примет всего 25 тысяч человек. В чем проблема, почему программа буксует? Сколько в реальности переселилось людей?

В прошлом году приехали около 900 человек.

А ожидалось 100 тысяч...

Что такое процесс возвращения соотечественников? Люди должны приехать, но куда? В 12 пилотных регионов. Но эти регионы сначала давали одну цифру - сколько народу они могут принять. Потом совершенно другую. Наиболее адекватным оказался калининградский губернатор, который рассмотрел в переселенцах потенциал, который пойдет на пользу региону. Это пассивность регионов вселения. Наш механизм работает с сентября. Мы двадцать тысяч человек влегкую, не напрягаясь, перевезем. А где их размещать? Тем более не все пилотные регионы богаты. И еще, многие соотечественники из ближнего зарубежья просто не знают об этой программе. Мы сейчас открываем 2 представительства ФМС в ближнем зарубежье, в Узбекистане и Казахстане, 5 уже работают в Латвии, Армении, Киргизии, Таджикистане и Туркменистане.

В Таджикистане. На русских там держится делопроизводство, бухгалтерия, педагогика. И тем, кто собрался уезжать по программе переселения, власти открыто говорили: "Езжайте, вас Россия уже кинула один раз, в 90-х годах, кинет опять. Высадят вас в Тверской области, как картошку, будете в колхозе ковыряться".

Ну, для начала, мы же никого насильно не тянем. Но и кидать их не собираемся. Изначально говорилось о том, что порядка 650 тысяч готовы выехать в Россию. Это результаты, полученные с помощью мониторинга, нашего и МИД. Программа нацелена на то, чтобы помочь тем, кто уже решил переезжать, но ограничен в возможностях. Но мы не уговариваем ни делопроизводителя, ни бухгалтера. И мы понимаем, что этой программой ослабляем русскую диаспору в этих странах.

К сожалению, те, кто хотел уехать, уехали давным-давно. Сужу по людям из русской диаспоры в Таджикистане.

Думаю, что все же не все. А тем, кто выехал самостоятельно, все равно нужна помощь в получении законного статуса и обустройстве. Это огромная проблема. Недавно я общался с губернатором Тверской области и узнал, что главы местных администраций начинают позитивно смотреть на своих соотечественников. Они начинают проявлять заинтересованность в людях, которые переехали к ним, просят помочь им со статусом и гражданством.

"Мы отстаем от Запада, и слава Богу!"

На прошлой неделе миграционное законодательство ужесточили сразу две европейские страны. В Англии теперь требуют залог за туристическое частное приглашение - 1000 фунтов. В Германии, сократили социальные пособия для мигрантов. А почему мы опять идем не в ногу?

Введя уведомительный учет мигрантов, мы смогли за прошлый год хотя бы представить себе картину миграции, посчитать приезжих. И либерализм тут сработал на все 100. Я считаю, что мы ничего не проигрываем. И исторически опаздываем за Западом. И слава Богу! Мы не совершаем их ошибок. Мы четко понимаем разницу между "длительным оседанием" и "приездом на работу". На Западе очень долго не могли понять разницу. И в итоге получили беспорядки в пригородах Парижа, и неизвестно, какие проблемы ждут Европу в будущем.

То есть мы впервые решили учиться на чужих ошибках?

Мы не учимся, мы просто понимаем, что происходит с миграцией.

* * *

ГДЕ РАБОТАЮТ ГАСТАРБАЙТЕРЫ

Строительство - 37 - 38%

Торговля - 26% (неофициальные данные - 35 - 40%)

Транспорт - 9%

Лесное хозяйство - 8%

Сельское хозяйство - 5 - 7%

Прочие - 6%

Производство, сфера услуг, интеллектуальная деятельность - 15%(неофициально)

По данным ФМС и Института социально-экономических проблем народонаселения РАН.

Материалы предоставлены
агентством WPS.

Автор Комментарий
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Будет будет