В этом году в ЕАБР может войти еще одна или даже две страны

Автор не указан
Независимая газета-Банк, N28, 14.02.2008, с. 27

Евразийский банк развития создавался как международный финансовый институт. На каких принципах строится сотрудничество банка с государствами Евразийского региона, каковы перспективы по расширению участников банка - об этом читателям "НГ" рассказывает заместитель председателя правления ЕАБР, управляющий директор по международной деятельности Никита Толстиков.

Евразийский банк развития учрежден Россией и Казахстаном. Почему именно эти две страны выступили инициаторами его создания?

Идея возникла два года назад. Она принадлежит главам обоих государств - Назарбаеву и Путину. Логика такого решения проста, ее озвучивали президенты: у Казахстана и России сейчас достаточно финансовых средств, часть которых возможно направить на продвижение интеграционных процессов на евразийском пространстве и не заставлять бывшие советские республики ходить с протянутой рукой по миру в поисках денег на крупные инфраструктурные проекты. Для этих целей и был создан ЕАБР, а в его уставный капитал было решено вложить серьезные средства: 1 миллиард долларов со стороны России, 500 миллионов долларов со стороны Казахстана. Перед банком была четко поставлена задача способствовать развитию рыночной экономики государств - участников банка, стимулировать интеграционные процессы на евразийском пространстве. Приоритет здесь очевиден - страны ЕврАзЭС. Но это не значит, что наша деятельность замыкается исключительно на Евразийском регионе, мы открыты для всех государств, готовы работать и развивать сотрудничество с другими странами.

Пока что свои основные проекты банк реализует в Казахстане. Почему?

В настоящее время мы реализуем три довольно крупных проекта, все они действительно осуществляются на территории Казахстана. Но в этом нет предопределенности, просто ситуация складывалась так, что возникли потребности и возможности финансировать проекты в Казахстане. Причем все эти проекты имеют серьезную интеграционную составляющую. Взять, к примеру, модернизацию Экибастузской ГРЭС. Это предприятие - совместная собственность России и Казахстана (50% на 50%). Поэтому Россия не в меньшей степени, чем Казахстан, заинтересована, чтобы ГРЭС функционировала нормально. Тем более что часть электроэнергии будет поставляться в Россию. То же можно сказать и о проекте, связанном с месторождением урановой руды "Заречное". Ведь перерабатываться это сырье будет на территории России, а использоваться для нужд и российской, и казахской экономики.

Не планируется в ближайшее время расширить список учредителей банка?

Учредителями банка являются два государства - Россия и Казахстан. Они ими так и останутся. Но наш банк открыт для присоединения других государств и международных организаций. Это поможет банку реализовы-вать интересные инфраструктурные проекты на территориях других государств и минимизировать риски инвестирования. К тому же в этом случае у банка появилась бы возможность в полной мере реализовать те иммунитеты и привилегии, которыми он наделен. Мы уже ведем переговоры об участии в банке с руководством ряда стран. Среди них Армения, Таджикистан, Киргизия, Белоруссия. Наиболее продвинулись переговоры с Арменией. Недавно состоялось заседание рабочей группы, и армянская сторона подтвердила свою готовность присоединиться к банку. Были даже намечены области сотрудничества и конкретные проекты. В частности, речь могла бы идти об участии в финансировании сооружения атомной электростанции, начать строительство которой планирует армянское правительство. Ведутся переговоры и с Киргизией. У этой страны тоже есть интерес к деятельности банка и есть серьезные проекты, связанные с гидроэнергетикой. Мы прорабатываем также возможные варианты вступления Таджикистана в банк. Плотно работаем с правительством Белоруссии. Есть проекты на территории Белоруссии, которые сейчас изучает банк. Они связаны с деятельностью "Белтрансгаза" и тоже имеют серьезную интеграционную составляющую.

А на каких условиях будут вступать в банк новые участники?

Учредителями останутся две страны, а остальные государства будут присоединяться к Соглашению об учреждении банка, подписанному Россией и Казахстаном. Условия присоединения не конкретизируются в уставных документах, есть лишь положения, которые определяют механизм присоединения в общем. При этом объем средств, которые вносятся в уставный капитал банка, тоже не определяются. Этот вопрос решают сами государства. Однако каждый участник голосует теми акциями, которые приобретает.

Какие преимущества предоставляет ЕАБР своим участникам?

Прямая экономическая выгода совершенно очевидна. Ведь объем инвестиций в проекты не зависит от суммы, которую та или иная страна внесет в уставный капитал. Формально членом банка может стать любая страна, купившая одну акцию, которая стоит тысячу долларов. Государство, решившее присоединиться к Соглашению об учреждении банка, должно подписать и ратифицировать его, то есть принять все

обязательства, вытекающие из уставных документов. Плюс мы, как правило, предлагаем сразу согласовать проект соглашения об условиях пребывания банка на территории этой страны, где опять же зафиксированы механизмы реализации иммунитетов и привилегии, которыми нас наделили учредители.

Я знаю, что банк ведет также переговоры и с отдельными регионами в России. Например, с Татарстаном...

Мы ведем переговоры о развитии сотрудничества с рядом субъектов РФ и с отдельными областями в Казахстане - в первую очередь там, где нам предлагают рассмотреть интересные проекты. В частности, в рамках развития приграничного взаимодействия мы подписали соглашения о сотрудничестве с Татарстаном, с Новосибирской областью. Буквально месяц назад мы подписали соглашение о сотрудничестве с правительством Ханты-Мансийского автономного округа. Недавно подписали меморандум о сотрудничестве с акиматом Алма-Аты.

На территории Евразии уже работает немало банков развития. Как вы строите отношения с ними?

Да, таких банков немало - Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Банк развития Казахстана, Исламский банк развития и другие. Можно, конечно, рассматривать любую финансовую организацию как конкурента, но мы исходим из того, что лучше находить точки соприкосновения. И такие точки соприкосновения всегда есть. Мы стараемся поддерживать конструктивные взаимоотношения с банками развития. Нельзя исключать возможности, что в каких-то проектах мы будем участвовать совместно.

В прошлом году ЕАБР получил статус наблюдателя при ООН. Что это дает банку?

В 2007 году мы обратились к министерствам иностранных дел России и Казахстана с просьбой содействовать банку в его намерении получить статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Мы считаем, что такой статус, во-первых, позволит нам более активно участвовать в работе различных экономических институтов ООН, позиционировать банк как серьезную международную организацию развития и, соответственно, с учетом этого позиционирования иметь возможность участвовать в конкретных мероприятиях, проектах. К тому же здесь важен и вопрос обмена информацией, ведь институты ООН очень активно работают в области инвестирования на территории евразийского пространства. МИДы поддержали нашу инициативу. Более того, вопрос был поставлен в ООН от имени всех государств - членов ЕврАзЭС. В итоге 24 октября Шестой комитет ООН принял резолюцию о предоставлении нам такого статуса. А 6 декабря прошлого года Генеральная Ассамблея ООН утвердила эту резолюцию. Так что всю формальную процедуру мы уже прошли. Теперь дело за тем, чтобы нам наладить нормальные, эффективные отношения со специализированными учреждениями ООН: Всемирным банком, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНК-ТАД), Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и другими.

А какие еще организации имеют подобный статус?

Мы по статусу, и это закреплено уставными документами, являемся международной организацией, субъектом международного права. Поэтому этот статус нам позволяет аккредитоваться или получать некие статусы при международных организациях. Ну, например, такой же статус имеет такая престижная международная организация, как ЕврАзЭС.

По вашим прогнозам, увеличится в этом году состав участников банка?

Трудно прогнозировать, но по тому, как идут переговоры с партнерами, я не исключаю, что в наступившем году мы получим одного-двух новых членов.

В основном интересы банка лежат на территории постсоветского пространства. Но знаю, что вы сотрудничаете и с другими странами...

Мы подготовили и будем выносить на ближайший совет банка документ, который называется "Основные приоритеты Банка в области международного сотрудничества". В нем мы сформулировали наши задачи в области международной деятельности и ее направления. В принципе мы не исключаем возможность работы с любой страной, и по уставу у нас здесь нет никаких ограничений. Если мы увидим, что есть серьезные интеграционные проекты и в государствах, не относящихся к постсоветскому пространству, то нам ничто не мешает их реализовывать.

Материалы предоставлены
агентством WPS.