Записки журналиста, побывавшего в Алматы бывшей, но незабытой столице Казахстана
Находясь в тесной исторической зависимости отношений с Россией, Казахстан претендует на роль стратегического партнера, но не «младшего брата». Иначе в будущем место России может занять Китай
Перелет в ноябре из Москвы в Алматы сродни путешествию на машине времени. Какие-то 4 часа, и вы возвращаетесь из слякотной зимы в золотую осень.
Гуляя по городу, ловишь себя на мысли, что испытываешь чувство комфорта. С одной стороны это неторопливость жителей, множество зелени, парков, скверов, фонтанов, журчание арыков, доставляющих в город воду с ледников. Это ощущение южного города, что само по себе не случайно как выяснилось, Алматы находится на одной параллели с Гагрой. С другой стороны, чувство комфорта дополняется тем, что на каждом шагу неразрывная связь с Россией. Повсеместная русская речь, названия улиц с обязательным дублированием на русском языке, наконец, газетные киоски, на развалах которых более двух третей газет и журналов также на русском языке. И даже городские проблемы сродни тем, с которыми встречаешься в Москве. В первую очередь, это автомобильные пробки, которые перекрывают магистрали и улицы в час пик.
Когда переводчик не нужен
Как и в российских городах, городское начальство Алматы разместилось в партийных пенатах. Акимат (или мэрия) города находится в бывшем здании ЦК компартии республики, сохранившем свое величие до сих пор. В то же время кабинет заместителя акима (мэра) Серика Сейдуманова не выглядит помпезным. Небольшие размеры помещения и аскетичность обстановки компенсируются видом из окна, открывающим панораму на главную площадь города площадь Республики и заснеженные вершины Заилийского Алатау.
Для доктора социологических наук, профессора и замакима Серика Тураровича неразрывность связи с Россией начинается с собственной семьи. Его дочь учится в МГУ имени Ломоносова, чем он, безусловно, как всякий нормальный отец, доволен и гордится. Это статистика одной семьи. Если говорить о всей республике, то уместно сказать, что при общей численности Казахстана в 15 миллионов человек более 4 миллионов составляет русская диаспора.
На государственной службе по этническому составу преобладают казахи. «Заседания проводите на казахском языке?» улыбаюсь моему собеседнику. «Только первые 15 минут для традиционных приветствий. Дальше все обсуждаем на русском. Привыкли». В настоящее время делопроизводство в Казахстане осуществляется преимущественно на русском языке, однако с 1 января 2007 года все документы будут выходить уже на двух языках русском и казахском.
Надо сказать, что постсоветский период оказался не простым испытанием для Алматы. Начать с того, что 10 декабря 1997 года город перестал быть столицей Казахстана, которую переместили на 1200 километров севернее в Астану, бывший Целиноград. И теперь, как и у России, в Казахстане две столицы, поскольку жители Алматы негласно считают свой город «южной столицей».
Российский чиновник возьмет и в тенге
Перенос официальной столицы в Астану, разумеется, сказался на жизни города. Вслед за политическим руководством Алматы покинули шесть крупнейших национальных компаний, которые вносили в городской бюджет около 40 миллиардов тенге (по курсу 1 рубль приблизительно равен 4,6 тенге). Городу пророчили, что он превратится в заштатный городишко. Для таких прогнозов были все основания, поскольку с распадом Союза промышленность Алматы, ориентированная на ВПК (в частности, на строительство атомных подводных лодок), попросту прекратила свое существование. Но город выжил и добился того, что не удается сделать во многих городах России.
«Нам удалось поднять малый и средний бизнес, за счет которого формируется 80 процентов городского бюджета», рассказал Серик Сейдуманов. При численности Алматы в 1,5 миллиона человек в этой сфере работает треть жителей города. Доходы в 2004 году в городскую казну составили более тридцати пяти миллиардов тенге. С другой стороны, по мнению тех же чиновников, Алматы исчерпал ресурсы развития, в первую очередь жилищного. Новые кварталы будут строить уже на склонах гор. Что же касается перспектив роста бизнеса, то для желающего открыть собственное дело придется столкнуться с тем обстоятельством, что у города нет земли, которую он мог бы предоставить. За исключением территорий акимата, школ и объектов здравоохранения вся земля находится в частной собственности. В среднем по городу цена сотки земли составляет 35 тысяч долларов, но может подняться и до 75 тысяч «зеленых».
Вместе с тем жителей Алматы зажиточными не назовешь. Цены в городе тянутся к московским, а заработная плата, например, учителей и врачей составляет 10 12 тысяч тенге (то есть около $100, что приравнивается к прожиточному минимуму). У государственных чиновников разброс зарплат более существенен. Скажем, заведующий отделом в среднем получает 40 45 тысяч тенге ($370). У министра зарплата 3000 долларов. Но это все цветочки по сравнению с тем, какую зарплату, например, определил себе руководитель государственной компании «Казахтелеком» Хайрат Карибжанов.
В конце сентября на заседании Совбеза республики разгорелся скандал, и общественности открылись любопытные факты. Президент Нурсултан Назарбаев с возмущением назвал непомерными зарплаты руководителей нацкомпаний, институтов развития и акционерных обществ с участием государства. В частности, по словам Назарбаева, президент АО «Казахтелеком» Хайрат Карибжанов получает ежемесячно 365 тысяч долларов. Более того, по итогам прошлого года он получил премию в размере 1,7 млн. долларов. Глава государства потребовал вернуть деньги и распорядился уволить Карибжанова с должности президента «Казахтелекома». Что и было сделано.
По мнению заместителя акима Алматы, с кем не могут сравниться казахские госчиновники, так это с российской бюрократией. «Честное слово, порой поражаешься их ненасытности, откровенно удивляется Сейдуманов. Они не только на русских деньгах хотят заработать, но и на казахских деньгах хотят свое иметь. То, что можно было бы решить за один час, делается за месяц». Уже за рамками нашего разговора я узнал, что сотрудничество чиновников двух государств и впрямь оставляет желать лучшего. В частности, речь идет о строительстве метро в Алматы. Поначалу обратились к москвичам, но те заломили такую цену, что пришлось искать более вменяемых партнеров. В итоге подряд получила канадская фирма, которая обещала отрыть первую ветку метро в 2009 году.
Китайская труба
Бывший министр финансов, а ныне глава Инвестиционного фонда Казахстана Зейнулла Какимжанов считает, что зависимость Казахстана от России факт очевидный. Это 7 тысяч километров совместной границы, наличие транспортных артерий, связывающих государства, это возможное движение капитала, миграция рабочей силы. «Мы с вами похожи во всем ресурсами, стандартами, даже логикой развития. Формирование рынка капитала, рынка бумаг идентичны для двух государств. То, что происходит в Казахстане, надо умножить на десять и получишь данные по России», считает Какимжанов. Другая схожесть, по мнению бывшего министра, это разбалансированность развития экономики. «Вы объявили национальный проект Доступное жилье и тем самым усилили на рынке несбалансированность строительных ресурсов. Это повлекло за собой рост цен на рынке жилья. И у нас, и у вас утеряно самое ценное из советской экономики ее планирование. Это подразумевает перед принятием решения обязательный сбор информации, прогноз ситуации. И вроде бы ставятся благие цели, но без должной культуры планирования это приводит к росту цен и разбалансированию экономики».
Одной из целей командировки было участие в международной конференции «Стратегическое партнерство Казахстана и России: современное состояние и перспективы развития». Выяснилось, что основное сотрудничество происходит в нефтегазовом секторе. Казахстан активно разрабатывает нефтяные месторождения, а Россия в той или иной мере принимает в этом участие. Причем поначалу во взаимоотношениях двух государств прослеживалась тенденция «старшего брата» по отношению к «младшему». И тогда Казахстан развернулся к другому соседу Китаю, который приобрел несколько месторождений. За ними на казахский рынок направились американские компании. И уже тогда спохватились в России.
Другое направление транспортировка углеводородов. И здесь Китай проявил активность, которую следовало бы ожидать от России. В сторону Поднебесной из Казахстана протянулась труба протяженностью в 1000 километров с возможностью транспортировки 10 миллионов тонн сырья. На очереди строительство второй трубы в Китай мощностью 20 млн. тонн. Для сравнения труба на Самару обеспечивает 15 млн. тонн.
С нами c 2006-11-09
"...жители Алматы негласно считают свой город «южной столицей»...." Неправда, очень даже гласно!!!
Начало было такое интересно на самом деле, думал можно хороший review заезжего туриста о нашем городе почитать, и опять про политику, про зарплаты, про взятки...неужели у нас ничего другого нет?
На счет заработной платы учителей и врачей которая составляет 10 — 12 тысяч тенге (то есть около $100, что приравнивается к прожиточному минимуму)автор конечно наврал.