В нестабильных странах СНГ расходы на армию опережают рост ВВП

Владимир Мухин
Независимая газета, N 9, 23.01.2008, с. 9

Содружество независимых государств демонстрирует устойчивый рост военных расходов. Об этом красноречиво свидетельствуют заложенные в бюджеты постсоветских стран средства на оборону в 2008 году.

На первый взгляд относительные показатели затрат на военные нужды большинства государств остаются на уровне прежних лет. Между тем, если говорить о временном интервале 2006-2008 годов, обнаруживается, что расходы на оборону с каждым годом увеличиваются как минимум на треть - в отличие от куда более скромного роста ВВП. Так, суммарные расходы государств СНГ в 2008 году будут на 65% больше, чем в 2006-м. Заметим, что суммарный ВВП стран бывшего СССР подрос за эти годы всего лишь на 15%.

Появились и рекордсмены по росту военных ассигнований. Абсолютным лидером на протяжении последних трех лет оказалась Грузия. Если в 2006 году она тратила на оборону 77 млн. долл., то в 2008-м ее военные расходы запланированы на уровне 600 млн. долл.

Впрочем, от Грузии не отстают и ее закавказские соседи. Абсолютное первенство по запланированным военным расходам удерживает Азербайджан, который по сравнению с 2006 годом почти удвоил свой оборонный бюджет. В 2008 году он составит 1,3 млрд. долл. В аналогичной пропорции увеличился и военный бюджет Армении. Ереван на эти нужды в 2008 году потратит почти 0,4 млрд. долл. При этом не учитываются оборонные расходы правительства Нагорного Карабаха. В целом грубая прикидка показывает, что в условиях вооруженного противостояния с Азербайджаном Армения и Нагорный Карабах (с учетом военной помощи со стороны РФ) на оборону тратят не менее 5% от своего ВВП. Относительно большие военные бюджеты Азербайджана, Армении и Грузии позволяют сделать вывод о возможной подготовке стран Южного Кавказа к активным боевым действиям.

Несколько иная ситуация в Центральной Азии. В Киргизии на оборону тратится всего 1,3% от ВВП. По этому показателю Киргизия занимает одно из последних мест в СНГ, и в 2008 году ВВП республики запланирован на уровне 3,4 млрд. долл. При этом внешний долг страны почти равен ВВП.

Военный бюджет Узбекистана также весьма обременителен для экономики страны. В 2008 году Ташкент намерен потратить на оборону 4% от ВВП. Хотя этот показатель по сравнению с 2006 годом снизился более чем на 1%, не исключено, что эта тенденция связана с восстановлением членства Узбекистана в ОДКБ. В этой организации, как известно, продажа оружия идет по внутренним ценам стран, которые в нее входят. И понятно, что в основном это делается за счет России. Относительно большие военные затраты Узбекистана объясняются скорее не внешними угрозами, а внутренними. После того как в 2005 году в Андижане (город в Ферганской долине) была предпринята попытка военного мятежа, которую руководство страны подавило силой, армия стала одним из сдерживающих факторов и одновременно главной опорой власти в стране.

Стоит отметить, что военная помощь со стороны России оказывается практически всем странам Центральной Азии (кроме Туркмении). В частности, наиболее существенная военная помощь в 2008 году будет оказана Таджикистану, где в настоящее время идет передача вооружения и военной техники 201-й российской военной базы национальным вооруженным силам. Суммарная стоимость такого перевооружения составляет как минимум 1 млрд. долл. Заметим, что это почти треть ВВП Таджикистана (в 2008 году он запланирован на уровне 3,5 млрд. долл.), весь военный бюджет страны в 2008 году не превысит 63 млн. долл., то есть чуть более 5% от той помощи, которую окажет РФ.

Кроме того, Россия продолжит субсидировать в военном плане Белоруссию, поскольку по-прежнему строит с ней общее оборонное пространство. В частности, из бюджета Союзного государства (его на две трети финансирует РФ) 13% будет потрачено на военно-техническое сотрудничество, правоохранительную деятельность и безопасность. Это составит 163 млн. долл. Заметим, что весь военный бюджет Белоруссии в 2008 году не превысит 680 млн. долл.

Особо следует сказать о военных расходах Казахстана и Украины. Астана по сравнению с 2006 годом удвоила расходы на оборону. Хотя в относительных цифрах эти траты остаются на уровне чуть более 1% от ВВП. Между тем в Казахстане активными темпами идет перевооружение армии, что стало возможным благодаря быстро развивающейся экономике.

Аналогичным образом намерены организовать военное строительство в Украине. Президент Виктор Ющенко потребовал от правительства и парламента вдвое увеличить расходы на оборону. Сейчас они составляют около 2 млрд. долл. Ющенко предлагает тратить более 4 млрд. долл. ежегодно, или более 2% ВВП. Если это произойдет, то к 2010 году в ВС Украины отменят призыв, и войска станут профессиональными.

Небольшие средства на оборону в последние годы тратят Туркмения и Молдавия. Туркмения это делает по причине отсутствия внешних и внутренних врагов, Молдавия - по причине бедности. Кишинев надеется на помощь ЕС и НАТО. Военная помощь со стороны этих структур может составить сумму, сопоставимую с военным бюджетом Молдавии на 2008 год.

А Ашхабад в основном вкладывает средства в полицейско-репрессивный аппарат. В то же время, по сообщениям источников из туркменской армии, она разваливается из-за недостатка высококвалифицированных кадров.

Таким образом, анализ открытых данных показывает, что военные расходы стран СНГ в последнее время растут быстрее, чем ВВП. При этом в тех республиках, где есть серьезные проблемы (территориальные, социальные и т.д.), милитаризация идет быстрее, чем на остальном постсоветском пространстве. Ряду стран - союзницам по ОДКБ - существенную военную помощь оказывает Россия. Ее военный бюджет по сравнению с 2006 годом увеличился в 2008 году почти в два раза.

* * *

Таблица с данными о военных бюджетах СНГ доступна на странице "НГ" http://www.ng.ru/cis/2008...

Материалы предоставлены
агентством WPS.