Премьер-министр Казахстана - о том, как устоять во время мирового экономического кризиса

Василий Кашин
Ведомости, N11, 23.01.2008, с. А5

В прошлом году экономика Казахстана, которую принято ставить в пример всем постсоветским республикам, столкнулась с серьезным вызовом. Инфляция по итогам года составила 18,8% с 8,8% в 2006 г., а мировой кризис ликвидности спровоцировал проблемы у местной банковской системы.

Но премьер-министр Карим Масимов уверен, что сможет справиться с экономическими проблемами исключительно рыночными методами. Хотя в сырьевом секторе действия его кабинета министров скорее ассоциируются с госкапитализмом: летом правительство Масимова впервые в истории Казахстана пошло на полный пересмотр ранее заключенных соглашений о разработке нефтяного месторождения Кашаган (одного из крупнейших в мире) с иностранными инвесторами. На прошлой неделе эти переговоры закончились победой Казахстана - инвесторы согласились с увеличением доли в проекте казахстанской госкомпании "Казмунайгаз", а итальянская Eni потеряла статус оператора проекта.

В пятницу Масимов приедет в Москву на встречу с главами правительств стран - участниц Евразэс (помимо Казахстана в организацию входят Россия, Киргизия, Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан) и в преддверии своего визита дал интервью "Ведомостям".

Как бы вы оценили нынешнее состояние отношений с Россией?

Они настолько плотные и в политической, и в экономической, и в социально-культурной сфере, что возможности сотрудничества высоки. Казахстан по-прежнему заинтересован в привлечении российских инвесторов, в первую очередь крупных российских компаний, желающих стать стратегическими партнерами правительства Казахстана по дальнейшей диверсификации экономики. В Казахстане созданы эффективные инструменты работы с иностранными инвесторами, учета и защиты их интересов, подлинного государственно-частного партнерства. Принципиальная позиция - равенство условий хозяйствования.

Самый удачный пример - сотрудничество в энергетической сфере, недавно состоялась очень интересная сделка по разрезу "Богатырь", где госхолдинг "Самрук" и российская компания UC Rusal создали совместное предприятие по использованию одного из самых крупных угольных месторождений на территории Казахстана.

Каковы сейчас приоритеты экономической политики Казахстана?

Они определяются поставленной ппрезидентом целью - войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Для этого предпринимаются меры по диверсификации экономики, развитию не нефтяных отраслей несырьевых отраслей. Из других стран мы использовали опыт стран ЮВА, Малайзии, Сингапура, а также опыт Германии после Второй мировой войны.

Какие вопросы будут обсуждаться на встрече глав правительств Евразэс 25 января?

После встречи глав государств Евразэс, которая была в Душанбе осенью прошлого года, достигнута принципиальная договоренность о таможенном союзе между тремя государствами (Россия, Украина, Белоруссия), это - политическое решение. И главный вопрос, который будет обсуждаться на встрече глав правительств, - его реализация. У нас есть большие возможности, чтобы быстро и оперативно создать таможенный союз.

Может быть подписан какой-то документ на эту тему?

Скорее всего, окончательного решения не будет, но 25 января будут определены принципиальные подходы и сроки. После создания союза другие участники Евразэс получат возможность к нему присоединиться. Отличительная черта союза - наличие наднационального органа, который в рамках своей компетенции стоит выше национальных правительств.

Будет ли обсуждаться влияние на страны Евразэс экономической ситуации в мире, например в плане инфляции?

Я думаю, что страны Евразэс и вообще все государства СНГ во второй половине прошлого года оказались перед серьезным инфляционным вызовом. Казахстан, наверное, первым на себе испытал его, поскольку мы достаточно сильно интегрированы в мировое экономическое пространство. Хорошо, что у нас был наработан достаточно богатый антиинфляционный опыт. Мы предприняли ряд мер, в итоге цены были стабилизированы, национальная валюта устояла. Мы оказали поддержку банковской системе. Замечу, что она была оказана банкам на возмездной и платной основе.

Размеры экономики Казахстана не позволяют рассчитывать, что она станет конкурентоспособной без сопряжения с мировой экономикой. Но достигнутый уровень ее эффективности позволяет противодействовать негативным моментам такого сопряжения.Главное - не бросаться в чрезвычайщину. (см. нашу вставку - синий текст) Во время заседания Евразэс Казахстан готов поделиться своими наработками и учесть опыт других стран. (был очень корявый абзац, отредактирована стилистика)

Как отразится кризис ликвидности на экономике Казахстана в 2008 г.?

До августа прошлого года наши прогнозы роста ВВП в 2008 г. составляли 9-10%. После августовского кризиса в США мы пересмотрели эти показатели и сделали их более консервативными - 5-7%. Ближе это будет к 5% или к 7%, во многом зависит от внешнеэкономической ситуации и возможности выхода казахстанских эмитентов на внешние рынки капитала. Если этот выход не произойдет - будет больше 5%, если ситуация улучшится - больше 7%.

Возможно ли принятие административных мер по контролю над ценами, например на продовольствие?

Мы приняли ряд мер, которые помогут нам сглаживать ценовые колебания. По контролю над ценами, по фиксации цены принято решение этого не делать. Мы готовы проводить интервенции через систему МЧС, с этой целью создан запас продовольствия. стратегический госрезерв продовольствия. Второе направление - в прошлом году мы наработали опыт, когда сам частный бизнес заключает договоры с областными акиматами (органы исполнительной власти. - "Ведомости") о том, что они гарантируют поставки определенных продуктов - пшеницы, муки, сахара, подсолнечного масла и т. д. в том количестве, которое запрашивается, по фиксированным ценам. В этом году мы договорились продолжить эту практику.

С какими компаниями заключаются подобные соглашения?

Это в основном крупные экспортеры сельхозпродукции.

А что они получают взамен?

Это называется "социальная ответственность бизнеса". Правительство планирует целенаправленно расширять масштабы поддержки экспортеров, улучшать используемые инструменты такой поддержки. В частности, будут значительно увеличены объемы государственного софинансирования усилий предприятий по выходу на новые внешние рынки, расширены объемы экспортного кредитования, будет шире привлекаться профессиональная экспертиза по изучению внешних рынков и продвижению конкретных товаров на новые рынки. С учетом зарубежного опыта в создаваемых институтах развития будут укреплены специализированные подразделения по привлечению иностранных инвестиций и продвижению экспорта.

Насколько государство готово поддерживать банковскую систему в условиях нынешнего кризиса? Какого масштаба может быть помощь банковской системе?

По этому поводу было сделано заявление правительства, нацбанка и агентства по финансовому рынку. В нем четко расписано, кто какую берет на себя ответственность, какие мы выдвигаем требования к банкам. Уже принято решение и подготовлена сумма в размере $4 млрд, которая пойдет на помощь строительным компаниям, где присутствуют дольщики, малому и среднему бизнесу, а также рефинансированы некоторые инвестиционные проекты. Помощь будет оказана через банковскую систему. И как было уже отмечено, помощь будет оказана адресно, на возвратной и платной основе. Посмотрим, как будет дальше развиваться ситуация, в случае необходимости мы готовы увеличить финансовую поддержку.

До каких объемов?

В случае необходимости мы можем ее удвоить. В то же самое время в заявлении правительства было четко сказано, что это проблема не только правительства, но и акционеров банков. Чтобы с ней справиться, акционеры должны вкладывать дополнительные средства в банк, продавать непрофильные активы, а правительство будет поощрять дополнительные эмиссии акций.

Каковы перспективы реализации подписанного в декабре российско-казахстанско-туркменского соглашения по Прикаспийскому газопроводу, учитывая неясность ситуации с туркменскими запасами и наличие проекта экспорта газа в Китай?

Я не вижу проблем в строительстве газопровода - все принципиальные вопросы решены. Поскольку в соглашении есть формула цены на газ, этот вопрос на ближайшую перспективу урегулирован. В будущем будет не столько стоять вопрос о цене на газ, сколько вопрос о наличии газовых ресурсов. Есть ли этот газ у Туркмении - я не могу ни подтвердить, ни отрицать этого.

Но в своих действиях Казахстан исходит из того, что у Туркмении газ есть?

Да.

Насколько актуальны для самого Казахстана проекты развития альтернативных России маршрутов экспорта нефти?

Сколько сможет российская трубопроводная система переварить, столько мы будем экспортировать через Россию. Все остальное мы будем экспортировать другими маршрутами: Баку - Тбилиси - Джейхан, в направлении Китая и т. д.

Как вы оцениваете соглашения, заключенные по Кашагану? Может ли это быть моделью при разрешении подобных ситуаций в будущем?

Я хотел бы сказать, что Казахстан является сторонником стабильности контрактов. Но исполняться они должны двумя сторонами - как государством, так и инвестором. Если инвестор нарушает контрактные обязательства, то правительство Казахстана имеет право начать переговоры. Что мы и сделали в случае с Кашаганским проектом. Переговоры шли непростые, но достигнуто очень важное соглашение, которое отражает интересы народа Казахстана. При этом был найден консенсус с иностранными инвесторами.

На данный момент остальные инвесторы в целом выполняют свои обязательства?

На данный момент у меня информации [о нарушениях] нет.

В новом консорциуме по разработке Кашагана между участниками разделены сферы деятельности. Кто будет координировать их действия и представлять консорциум в отношениях с внешним миром?

Планируется создать операционную компанию, куда войдут все участники проекта. Она будет координировать весь проект. Доли участников в операционной компании будут пропорциональны вкладу в проект в целом.

Кто мог бы возглавить операционную компанию?

Это не имеет значения, поскольку решения будут приниматься на основе консенсуса. Модель полностью поменялась по сравнению с предыдущей - раньше была компания Eni, которая управляла всем процессом.

Каким образом удалось достигнуть такого результата так быстро? Освещение спора вокруг Кашагана в мировых СМИ не было столь негативным, как в случае с "Сахалином-2".

Я не хотел бы сравнивать нашу ситуацию с другими странами, везде своя специфика. Мы свою точку зрения с первого дня высказывали открыто и публично: "У нас такая ситуация, есть такие претензии". И придерживались этой линии до конца. Я хотел бы воспользоваться возможностью и выразить благодарность всем участникам консорциума за конструктивные переговоры.

Готов ли Казахстан участвовать в финансировании проекта нового Волго-Донского канала, о котором говорили президенты двух стран?

Министры транспорта двух стран в прошлом году начали переговоры по этому вопросу. Сейчас прорабатывается вопрос подготовки технико-экономического обоснования. По результатам предварительного ТЭО, которое будет отработано, мы сможем говорить о перспективах. Казахстан готов к участию в финансировании проекта.

Когда может быть принято решение о перспективности проекта?

Думаю, что в течение 2008 г.

Биография

Родился в 1965 г. в Целинограде (ныне Астана). В 1985 г. поступил в Университет дружбы народов (Москва), учился в Пекинском институте языка, в 1991 г. окончил юридический институт университета Ухань (Китай)

1996

предправления Алма-Атинского торгово-финансового и Народного сберегательного банков

2000

министр транспорта и коммуникаций Казахстана

2001

вице-премьер Казахстана

2003

помощник президента Казахстана

2006

вице-премьер, министр экономики

2007

премьер-министр Казахстана

Место действия Республика Казахстан

Население 15,56 млн человек, из них более 8,2 млн человек (52,8%) проживает в городах (на 1 декабря 2007 г.).

Территория 2,725 млн кв. км.

Столицаp Астана (600 200 человек).

Плотность населения p 5,5 человек на 1 кв. км.

Областей - 14.

Объем ВВП в 2007 г. более $100 млрд (рост на 8,7%, предварительные данные).

Объем промпроизводства 7,7 трлн тенге (более $65 млрд, предварительные данные).

Объем инвестиций в основной капитал 3,2 трлн тенге ($27 млрд).

Доходы на душу населения в среднем 26 714 тенге ($225, на ноябрь 2007 г.).

Номинальная зарплата в среднем в месяц 53 928 тенге ($455).

Инфляция - 8,4% (2006 г.), 18,8% (2007 г.).

Материалы предоставлены
агентством WPS.