Выборы показали: Ислам Каримов - безусловный лидер страны

Андрей Корбут
Военно-промышленный курьер, N 50, 26.12.2007, с. 12

В минувшее воскресенье, 23 декабря, в Узбекистане прошли президентские выборы. Как и ожидалось, сенсаций они не принесли. Свыше 90% избирателей пришли отдать свои голоса за президента страны, т.е. за свое будущее. И хотя результаты выборов будут оглашены на 10-й день, всем уже ясно, что Ислам Каримов - безусловный лидер.

Он руководит страной все постсоветское время. Выборы признаны демократичными и открытыми. Во-первых, они проходили на альтернативной основе: на пост главы государства претендовали четыре кандидата. От Народно-демократической партии Узбекистана - Аслиддин Рустамов, от Социал-демократической партии "Адолат" - Дилорам Ташмухамедова, от Движения предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии - Ислам Каримов и от инициативной группы избирателей - Акмаль Саидов. А во-вторых, по данным ЦИК, на избирательных участках в качестве наблюдателей присутствовали 300 представителей зарубежных стран и ряда авторитетных международных организаций. В целом количество наблюдателей на выборах составило около 23 300 человек. Абсолютное большинство из них дали положительные отзывы.

Столь активное политическое долгожитие Каримова эксперты объясняют по-разному. На Западе Каримова склонны считать диктатором, в России и большинстве стран СНГ - прагматиком и мудрым руководителем. Ведь после распада СССР Узбекистан был одной из самых нестабильных, конфликтных республик. Перенаселенность, безработица, межэтнические конфликты - все эти факторы могли способствовать началу гражданской войны. Между тем Каримов сумел стабилизировать ситуацию в стране. Живет она, конечно, не очень богато, однако вот уже несколько лет без конфликтов и массовых выступлений народа. Неслучайно главным лозунгом своей предвыборной программы Каримов выставил формулу "обеспечения интересов человека, его прав и свобод".

Президент обещает улучшить социальную поддержку военнослужащих, их жилищные и бытовые условия, повысить зарплату и реальные доходы населения. "Достойно внимания то, что в соответствии с поставленной нами задачей увеличить зарплату в ближайшие три года в 2-2,5 раза только в текущем году при сохранении уровня инфляции в пределах 7% размер зарплаты возрос на 56%", - заявляет он, озвучивая свою дальнейшую программу действий на посту президента. По словам Каримова, Узбекистан ставит своей приоритетной задачей материальное и моральное стимулирование учителей и преподавателей, научных работников и представителей творческой интеллигенции, культуры и искусства; создание им необходимых условий для реализации их таланта и способностей. Как отмечает президент, "масштабы проделанной за истекшие 16 лет работы огромные, поистине исторические перемены, происходящие во всех сферах нашей жизни, и достигнутые результаты полностью подтверждают правильность, глубокую продуманность и реальность принятой нами стратегии реформирования, обновления и модернизации страны, повышения уровня и качества жизни населения".

С выводами Каримова трудно не согласиться. Те, кто побывал недавно в Узбекистане, отмечают спокойную и уверенную атмосферу среди жителей различных национальностей. В стране низкий уровень преступности, везде чистота и порядок. Добиться этого Каримову, видимо, было нелегко. И, конечно, во многом, особенно на первых порах, он опирался в своих действиях на силовой фактор. Хорошо это или плохо? По оценкам Запада - плохо, мол, зажим демократии. Однако, по мнению российского лидера Владимира Путина, Узбекистан своей четкой волевой политикой сумел избежать "цветных" революций, разгула анархии и вседозволенности.

Республика имеет третий после Казахстана и Туркмении валовой внутренний продукт - около 19 млрд. долл. - в 2007 году и первое место по численности населения - около 27 млн. человек, в Узбекистане также самая большая в ЦА армия - около 68 тыс. военнослужащих. А по количеству военных расходов от ВВП эта страна лидирует не только на постсоветском пространстве, но и среди многих стран мира - 5,2% (для сравнения: военные расходы в РФ составляют 2,8% от ВВП). Военные расходы в 2007 году составили более 900 млн. долларов. Это очень большие расходы. Но уже очевиден факт, что за постсоветский 16-летний период Каримов, почти не имея национальных военных кадров, построил, скажем прямо, относительно дееспособный и современный военный организм. В чем это выражается?

В стране была принята широкая законодательная база, позволявшая проводить военную реформу. Правовой статус Вооруженных Сил был окончательно закреплен в принятой 8 декабря 1992 года Конституции Республики Узбекистан. Статья 125 гласит: "Вооруженные Силы Республики Узбекистан создаются для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Узбекистан, мирной жизни и безопасности ее населения. Структура и организация Вооруженных Сил определяются законом". Статья 126 уточняет: "Республика Узбекистан содержит Вооруженные Силы для обеспечения своей безопасности на уровне необходимой достаточности".

Свою дееспособность Вооруженные Силы Узбекистана доказывали не раз. И в борьбе с террористической угрозой они окрепли и стали сильнее. Но, как и Российскую армию, узбекские войска не минула ситуация, когда необходимо было массово применить оружие внутри страны. В мае 2005 г. армия сумела подавить мятеж исламских боевиков. После этих событий США и некоторые другие страны Запада обвинили узбекское руководство в геноциде собственного народа и ввели против страны санкции. Однако в России, которая тоже использовала армию для восстановления конституционного порядка в Чечне, оценивают эти события по-другому. Так или иначе, но узбекские армейские подразделения, а также Внутренние войска показали в Андижане свою дееспособность, чего не скажешь, к примеру, о киргизской армии, не сумевшей в апреле 2005 года отстоять президентскую власть Аскара Акаева в стране.

В немалой степени становлению узбекской государственности и укреплению позиций Ислама Каримова способствовала военная и военно-техническая поддержка России, а также государств ОДКБ. Как известно, свое членство в ОДКБ Узбекистан восстановил летом 2006 года. А 14 ноября 2005 года президенты России и Узбекистана подписали Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. В тексте договора указывается, что "стороны с учетом высокого уровня военного и военно-технического сотрудничества, достигнутого на основе действующих договоров, активно взаимодействуют в вопросах модернизации и реформирования вооруженных сил, их оснащения современным вооружением и военной техникой, повышения их боевой готовности, а также по другим направлениям в данной области, представляющим взаимный интерес. Стороны всячески способствуют созданию необходимых условий для заключения уполномоченными субъектами военно-технического сотрудничества, соответствующих внешнеторговых контрактов".

Конкретным итогом военно-политических и военно-технических отношений между странами является показатель товарооборота. По прогнозам специалистов, в 2007 году он составит более 3 млрд. долларов США. При этом несколько миллионов долларов приходится на военную помощь Узбекистану со стороны РФ. Россия поставляет бывшей советской республике вооружение, авиацию, средства ПВО, боеприпасы и запасные части к военной технике. В марте 2007 г. между Москвой и Ташкентом подписано соглашение об образовании первого СП "УЗРОСАВИА", где доля российских организаций в уставном капитале составит не менее 51%.

Данным документом предусматривается, что Россия и Узбекистан будут строить и модернизировать вертолеторемонтный завод в Чирчике, что находится недалеко от узбекской столицы. В ноябре 2007 года в Москве принято решение о вхождении Ташкентского авиационно-производственного объединения имени В.П. Чкалова (ТАПОиЧ), которое производит тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76, в состав ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК).

Таким образом, новое переизбрание на президентский пост Ислама Каримова будет способствовать укреплению стабильности и порядка в Узбекистане, расширению экономических, политических и военных связей между Москвой и Ташкентом. Россия оставалась и остается главным гарантом суверенитета данного государства.

Материалы предоставлены
агентством WPS.

Автор Комментарий
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Бараны? какие бараны? ми гаваримся а узбекских баранах, казахские бараны эта другая вапрасительное знак. кстати иа не имел ввиде баранов баранов а скарейе в переноснам смыслью.

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Кстати в Кз тоже баранов хватает . Выборы это демонстрируют.

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

.. файф, фо, сри, ту, уан.. гэппи ну я!

Ура таваришчи! Ура! Да здравствуйет камуническая партия саветскава сайуза! Ура! Без нейо, не была бы этава театра! А сколько баранов и баранок! Какой перформанс!

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Бараны хотят чтобы их стригли.