Республика рассчитывает увеличить грузопоток из Китая

Леонид Григорьев
Гудок, 20.12.2007, с. 1

Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана при участии российских компаний разработало программу развития международного транзитного маршрута "Западный Китай - Западная Европа".

В рамках проекта предусмотрено создание второго железнодорожного погранперехода на границе Казахстана и Китая - Хоргос. В 2009 году намечено начало строительства соответствующей железнодорожной инфраструктуры на переходе, а также ветки Хоргос - Алма-Ата. Появится возможность прямого железнодорожного сообщения на линии Самара - Алма-Ата - Хоргос с выходом на Западный Китай. Проект предусматривает создание 4 международных и 12 региональных опорных мультимодальных терминалов и строительство по маршруту "Западный Китай - Западная Европа" сети автомобильных дорог класса А до 2012 года.

Генеральный секретарь Международного координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов подчеркнул, что разработка данного проекта является свидетельством того, что Казахстан обгоняет Россию по созданию условий для привлечения новых грузопотоков на свою сеть.

"Сейчас на казахстанско-китайской границе они более благоприятны, чем в Забайкальске и Наушках. Против нас играют и регулярные задержки грузов в дальневосточных портах, поэтому китайские грузовладельцы после реализации данного проекта могут предпочесть Транссибирской магистрали казахстанский маршрут. Поэтому мы должны максимально активизировать свою работу по развитию производственных мощностей в Забайкальске и Наушках, где возможности инфраструктуры крайне низки", - добавил Геннадий Бессонов.

По информации "Гудка", в разработке проекта приняли участие и российские компании.

Президент Евроазиатской логистической ассоциации Николай Титюхин отметил, что проект Минтранскома Казахстана нацелен на тот регион Китая, который не поставляет напрямую грузы на российские железные дороги.

"Маршрут консолидирует грузы из него, выводя затем их на наши границы. Фактически мы, не неся издержек, получаем на свою сеть дополнительные грузы", - добавил он.

Руководитель ЗАО "Отраслевой центр логистики" Татьяна Кондрашенко заявила, что проект имеет ряд спорных положений.

По ее словам, "идея создания в Казахстане сети опорных терминалов с дальнейшим ее соединением с аналогичными сетями в Китае и России в принципе верна. Но разве можно для Казахстана, чье население составляет 16 млн человек, проектировать зону логистического охвата в 100 млн жителей? Еще вопрос: почему в проекте речь ведется о транспортном коридоре? Коридор - субъект права, по которому заключены международные соглашения, это условия, по которым движутся грузы, закрепленные соответствующими конвенциями. Поэтому пока юридически корректно говорить о проекте как о маршруте, а не о коридоре".

Материалы предоставлены
агентством WPS.