Туркменистан и Казахстан строят железную дорогу в Иран

Михаил Сергеев
Независимая газета, 30.11.2007, с. 5

Туркменистан и Казахстан приступают сегодня к строительству железной дороги в Иран, которая даст им выход к Персидскому заливу. Новый маршрут призван снизить зависимость стран Центральной Азии от российского железнодорожного транзита.

Вчера премьер Казахстана Карим Масимов заявил, что его страна заинтересована в новых железнодорожных маршрутах экспорта - через Азербайджан и Грузию с выходом к Черному морю, а также через Иран с выходом к Персидскому заливу. Двумя днями ранее Министерство железных дорог Туркмении также объявило о начале строительства своего участка железной дороги, которая соединит Казахстан и Туркменистан с сетью железных дорог Ирана. Российские эксперты считают, что новый транспортный коридор лишает Россию важных транзитных козырей на переговорах с этими странами.

"Правительственная делегация во главе с министром энергетики Сауатом Мынбаевым отправилась в Туркменистан, где завтра состоится закладка камня в основание строительства новой железной дороги из Казахстана через Туркмению в Иран", - заявил в четверг Масимов на Втором казахстанском зерновом форуме. Напомним, что принципиальная договоренность о прокладке железной дороги была достигнута в октябре на саммите прикаспийских государств в Тегеране. Соответствующее соглашение тогда подписали президенты Туркменистана, Ирана и Казахстана Гурбангулы Бердымухамедов, Махмуд Ахмадинежад и Нурсултан Назарбаев. По словам Масимова, строительство дороги дает дополнительные возможности Казахстану по экспорту и импорту своей продукции.

Новый железнодорожный маршрут будет проложен от казахской станции Узень до туркменских Берекет, Этрек и Гурген, где он соединится с иранскими железными дорогами. Строительство нового участка длиной почти 800 км, по первоначальным расчетам, должно занять около пяти лет. Впрочем, вчера Карим Масимов поручил сократить сроки строительства до двух-трех лет. После ввода в эксплуатацию магистраль сможет пропускать ежегодно от 8 до 12 млн. тонн грузов. Новый маршрут будет примерно на 600 км короче существующего, который проходит через Узбекистан, и сократит время нахождения грузов в пути почти на двое суток.

"Все ищут альтернативу в получении энергоресурсов. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы вывести углеводородное сырье на международные рынки", - поясняет Назарбаев планы строительства. "Нужно привлечь инвестиции, чтобы поднять запасы углеводородных ресурсов из недр, для чего необходима стабильность в государствах и транспортные пути: это маршрут Туркмения-Казахстан-Россия, следующий - маршрут в Китай, третий маршрут - через Иран к Персидскому заливу, и мы не исключаем использование каспийского транспортного коридора", - утверждает казахстанский президент.

"Новый транспортный коридор - это логическое продолжение политики диверсификации связей, которое уже обеспечило Казахстану первое место в СНГ по притоку иностранных инвестиций на душу населения со 123 долларов в 1999 году до примерно 795 долларов в текущем, а экспорт нефти при этом вырос с 8 миллионов тонн в 1996 году до 59 миллионов тонн в 2007 году", - говорит аналитик Альфа-банка Ринат Гайнуллин. По словам эксперта, Казахстан будет экспортировать по новой железной дороге металлы, нефть и нефтепродукты, а также пшеницу. Обратную загрузку магистрали могут обеспечить иранские предприятия химической промышленности, а также иранские продукты питания и ширпотреб, способные соответствовать стандартам международного уровня. "Это геополитическая борьба за контроль над энергоресурсами, в которой Россия проигрывает США и Евросоюзу хотя бы потому, что вряд ли может предложить требуемые объемы инвестиций и уровень технологий", - считает Ринат Гайнуллин.

"Российский президент в день подписания соглашения о новом маршруте пообещал присоединить строящуюся магистраль к российской железнодорожной инфраструктуре. Благодаря этому новая линия будет являться частью международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг", часть которого пройдет и по территории России", - говорит эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Сергей Величков. По его словам, МТК "Север-Юг" через прикаспийские страны создаст один из самых коротких транспортных коридоров для транспортировки грузов из азиатских стран в сторону Европы.

Материалы предоставлены
агентством WPS.