"Экстремисты - это те, кто считают правыми только себя и отвергают все остальное"

Абдумомун Мамараимов
Фергана.Ру, 21.11.2007

Религиозной сферой в Кыргызстане управляют неграмотные и коррумпированные люди, что создает угрозу для чистоты ислама и безопасности страны. Об этом в беседе с корреспондентом ИА "Фергана.Ру" заявил директор Центра исламского образования Дильмурат хаджи Орозов.
В течение девяти лет наш собеседник руководил Духовным управлением мусульман Джалалабадской области. Мы попросили его прокомментировать сегодняшнюю ситуацию в религиозной жизни республики на фоне активизации борьбы с религиозным экстремизмом.

Сегодня много говорят о "религиозном экстремизме". Под "экстремистами" я понимаю людей, которые считают правыми только себя и отвергают все остальное. В этом смысле "экстремистами" были и коммунисты.

Но в Кыргызстане религиозными экстремистами принято считать членов запрещенной партии "Хизб ут-Тахрир". Кто они, по вашему мнению, и какую угрозу представляют собой?

Члены этой организации - далекие от истинного ислама люди. Они сильно ошибаются, так как встали на неверный путь. По сути, они придумали себе идею и возвели ее в ранг религии. Члены партии "Хизб-ут-Тахрир", в основном, неграмотные люди, легко попадающие под влияние других, особенно - своих лидеров, и сильно зависят от них. Они недовольны всем, даже тем, что родились на этот белый свет. Возьмем, к примеру, жителей одного из сел соседнего Сузакского района. Как-то они приняли идеи ваххабитов, потом поменяли свои взгляды в пользу другого течения. Сейчас они выступают в рядах "Хизб ут-Тахрир". Не удивлюсь, если эти люди завтра окажутся в какой-нибудь другой секте...

Среди этих людей есть и те, кто угрожает официальным религиозным служителям физической расправой. Такие угрозы поступали и лично в мой адрес.

Согласны ли Вы с тем, что ряды членов партии "Хизб-ут-Тахрир" сегодня растут?

Нет. Наоборот, я знаю немало людей, которые уходят из рядов этого течения. Они приходят к нам и спрашивают: "Когда вступал в "Хизб-ут-Тахрир", я поклялся служить исламу в рядах этой партии. Стану ли я вероотступником, если выйду из нее?" Мы объясняем этим людям, что их ввели в заблуждение, и они уходят от нас со спокойной душой. Я считаю, к "Хизб-ут-Тахрир" нужно относиться больше как к политической силе, а не как религиозной организации.

Можно ли в таком случае говорить, что эта сила хорошо организована?

Эти люди пользуются каждым случаем, чтобы дать о себе знать, набрать политические очки. К примеру, на один из организованных нами мусульманских праздников пришли и руководители местных органов власти. Пришли также и "хизбутчики". Они записали мероприятие на видеопленку и стали распространять запись, утверждая, что в организованном ИМИ празднике участвовали и представители официальных властей. Ради достижения своих целей "хизбутчики" не брезгуют и такой ложью.

Но они также жалуются и на то, что власти не дают им справлять мусульманские праздники...

Кто им мешает это делать? Наше государство объявило два мусульманских праздника "красными днями" календаря, руководители государства и регионов регулярно поздравляют мусульман с этими праздниками, участвуют в торжествах. Единственное, чего мы не принимаем, это того, чтобы торжества проводились от имени партии "Хизб-ут-Тахрир". Праздники - общие для всех мусульман, а не для представителей одного течения.

А насколько, на Ваш взгляд, осуществима цель "хизбутчиков" - построение халифата в регионе?

Они уже пятнадцать лет говорят, что вот-вот построят этот халифат. Основатели течения заявляли об этом пятьдесят лет назад, но где он, халифат? Это - утопия, идея, не совместимая с теорией развития ислама.

Что вы думаете по поводу требований членов этой партии открыть отдельные школы для девочек-мусульманок?

А кто должен открывать такие школы? Чему и как мы будем учить наших девочек в этих школах? Кто будет учить? Кто-нибудь написал "Азбуку" для таких школ за все эти годы?

Ничего плохого в таких школах нет, и вопрос не в том, что кто-то запрещает их открывать, а в том, как они будут работать. Государство идет навстречу такой инициативе. Во всех регионах Кыргызстана работают турецкие лицеи отдельно для мальчиков и девочек. Почему они сделали это, а мы только разговорами занимаемся?

Сегодня вопросы образования более актуальны и для самих служителей религии. Из пятисот имамов мечетей лишь десять способны пройти аттестацию. Такая ситуация сложилась по всей стране. Специалистов по Фикху (исламской юриспруденции. - Прим. ред.) днем с огнем не сыщешь. Казыятами и муфтиятом управляют неграмотные люди, которые пришли на эти должности посредством подкупа и взяток. К примеру, казы Джалалабадской области имеет диплом одного из вузов Узбекистана, хотя в указанные сроки учебы в вузе он находился в Кыргызстане, рядом с нами. Люди, которые должны были бы дать альтернативу любым, чуждым исламу течениям, заняты личными делами, им не до мусульман. Пользуясь этим, в страну и регион проникают представители различных сект и течений.

Что Вы скажете об инициативе властей по ужесточению законов о религии, которые, по мнению членов малочисленных религиозных организаций, могут ограничить их деятельность?

Это очень правильно и свидетельствует о том, что к власти пришли люди, которые заботятся о судьбе нашей религии. В последнее время нам все чаще приходится сталкиваться с конфликтами на религиозной почве, когда кто-то из членов мусульманской семьи решает принять другую религию. Из-за таких конфликтов распадаются семьи, между близкими людьми происходят драки. Всякие [нетрадиционные религиозные] течения пришли к нам пятнадцать лет назад. Куда же смотрят наши имамы и муфтии?

С другой стороны, многие люди, называющие себя мусульманами, и в том числе, наши служители религии часто показывают себя с отрицательной стороны. Разочарование их действиями становится одной из причин перехода в другие религии тех, чьи предки веками проповедовали ислам.

Вы не боитесь, что Вас также могут обвинить в экстремизме из-за Ваших неординарных, я бы сказал, высказываний?

В нашей стране есть такое понятие, как плюрализм мнений. Если кто-то не согласен со мной, пусть скажет, в чем правда. Я открыт для полемики. Все религии желают добра. Хотелось бы, чтобы наши правители не забывали о справедливости, чтобы Всевышний не лишил их добродетели. Ведь их, как и простых мусульман, будут хоронить в таком же саване (одеяние для усопшего. - Прим. ред.) Не существует особых саванов для богатых и власть имущих. В настоящем мире мы все равны.

Материалы предоставлены
агентством WPS.