Казахстан предлагает к преступлениям на национальной почве относиться внимательнее

Алексей Власов
Новая газета, N89, 22.11.2007, с. 14

После распада Советского Союза большинство стран ближнего зарубежья превратились в государства со сложной полиэтнической и поликонфессиональной структурой. В условиях экономического кризиса социальное недовольство нередко принимало характер межнациональных конфликтов. Ключевой задачей власти было найти оптимальные механизмы взаимодействия между этносами и конфессиями, поскольку напряженность в межнациональной сфере могла расшатать фундаментальные основы общества.

Примером гармоничной и продуманной национальной политики на постсоветском пространстве является Республика Казахстан, страна, где проживают представители более 130 этнических групп, исповедующих 45 конфессий. За годы независимости задача укрепления межнационального согласия стала одним из основополагающих условий модернизации казахстанского общества. По словам президента Нурсултана Назарбаева, главная линия государственной политики основана "на развитии всех национальных групп через поиск компромиссов и укрепление объединяющих начал".

Национальная политика РК основана на принципах межэтнического взаимодействия, примата закона, активной интеграционной политики. Стратегия справедливого решения национального вопроса заложена в программу "Совершенствования казахстанской модели межэтнического и межнационального согласия на 2006 - 2008 гг.".

В результате осуществления этой программы ведется постоянный мониторинг проблемных зон межнационального взаимодействия. Причем принципиальное внимание уделяется такому аспекту, как развитие форм межнационального согласия в молодежной среде, где, ни для кого не секрет, наиболее распространены различные формы ксенофобии, экстремизма, неприятия чужой культуры, традиций и обычаев. Уникальной для постсоветского пространства формой вовлечения национальных меньшинств в процесс управления государством является Ассамблея народа Казахстана, в которую входят представители всех основных этносов страны.

АНК имеет статус конституционного органа, состав ассамблеи формируется президентом, 9 представителей от этой структуры включены в состав мажилиса РК, получив рычаги влияния на законодательную деятельность. Законы, принимаемые парламентом Казахстана, проходят дополнительную экспертизу на предмет соответствия политике межнационального согласия и толерантности.

По словам президента Казахстана, "каждый казахстанец, независимо от его национальной принадлежности, должен сознавать, что Казахстан - это плоть от плоти его, родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы. Только в этом случае появляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир знает теперь как Казахстан".

Конечно, проблемы в сфере межэтнических отношений в Казахстане решены далеко не в полной мере. Споры вызывает стратегия государства в сфере языковой политики, неоднозначную реакцию вызывало решение о переводе делопроизводства на казахский язык, а также предстоящий переход на латиницу.

Вполне естественно, что в регионах Казахстана фиксируются случаи столкновений между представителями различных этнических групп. Причем конфликты эти, как и в России, чаще возникают на бытовой почве. Однако вряд ли можно назвать эти события "межэтническим конфликтом". Прежде всего потому, что в Казахстане нет почвы для развития системного неприятия между представителями каких-либо национальных групп или конфессий. Любой драке или столкновению можно при желании придать межэтническую окраску, чем часто и грешат СМИ в постсоветских странах.

Но такой подход чреват огульным очернением всех позитивных моментов, которые были достигнуты за годы независимости РК в сфере межнациональных отношений. У преступника нет национальности. Именно поэтому любая информация о столкновениях на межэтнической почве требует тщательной и взвешенной проверки, тем более в случае, когда со стороны государства созданы все условия для гармоничного и дружного соседства, в котором нет разделения на старших и младших братьев, а есть взаимно признаваемое равенство.

Материалы предоставлены
агентством WPS.