В Содружестве уже прошли или еще ожидаются парламентские и президентские выборы

Алик Назаров
Российские вести, N38, 02.11.2007, с. 7

Проблемы, связанные с "выборным процессом", рассматриваются независимыми экспертами государств-членов СНГ с позиций национальной специфики и общих закономерностей. Именно это и представляет интерес.

Тема политического выбора в Содружестве Независимых Государств имеет двоякое измерение: как по существу предлагаемой политической линии, так и по форме организации самой процедуры ее принятия гражданами страны. "Российские вести" сочли необходимым ознакомить читателей с мнением отдельных экспертов из государств Содружества относительно того, что они думают о происходящем в их странах. Так, в частности, независимое Интернет-издание Zonakz, ранее называвшееся "Навигатор", публикует материал о партийном строительстве в Казахстане. В материале, представляющем собой репортаж с заседания клуба "Политон", отмечается, что, "по мнению Булата Абилова (сопредседателя партии "Настоящий Ак Жол"), началом серьезного партийного строительства на поле оппонирования власти стало появление РНПК (Республиканская народная партия Казахстана). В настоящее время оппозиционные силы переживают фазу структурирования, и лидер "Нагыз Ак Жол" ("Настоящий Ак Жол") не воспринимает процесс переформатирования как драму. Возрожденный "Нагыз Ак Жол" в скором времени изменит свое название, поскольку бренд "Ак Жол" "в определенной степени дискредитирован". На вопрос журналиста Сергея Дуванова, что будет по-другому на новых выборах, докладчик отметил необходимость новых форм протеста и гражданских акций. "Я сторонник максимальных действий в рамках закона, и мы в то же время реалисты". Опять же политический противник выдался мощный: "Власть уходить не собирается, она потрясающе богата - половина экономики ей принадлежит, судебная система выстроена. Работать в таких условиях сложно". "В нашей стране (Казахстане) политическая ситуация нестабильная. Мощные конфликты в элите не прекращаются. Все окружение президента как пауки в банке, ненавидят друг друга", - так видится Булату Абилову современный политический момент".

Не менее сложно обстоит дело и в Грузии. Как отмечает грузинская печать, оппозиционные партии предложили проект поправок к избирательному кодексу страны, которые в случае их принятия парламентом, как отмечают местные наблюдатели, создадут условия для формирования администрации на партийной основе. Активизация оппозиции имеет своей целью проведение парламентских выборов весной, а не как они запланированы - в конце 2008 г. Однако и здесь существует определенная проблема: глава Центральной избирательной комиссии Леван Таркнишвили, несмотря на объявленную внепартийность, подозревается оппонентами правящей партии в слишком тесных связях с ней. На повестку дня ставится вопрос о создании новой Центральной избирательной комиссии в составе 12 человек, из которых 5 будут назначаться правящей партией Национальное движение, а остальные 7 - оппозиционными партиями, которые получат государственную финансовую поддержку. В их число, по мнению авторов законопроекта-членов оппозиции, должны войти Новые правые, промышленники, лейбористы, Партия свободы, республиканская и консервативная партии. Иными словами, вопрос о выборах ставится не столько в политическом, сколько в организационном плане. Подобное недоверие между властями и оппозицией в странах СНГ не является новостью. Параллельно грузинские оппозиционеры, в число которых входят представители различных политических кругов, ставят на повестку дня вопрос о развитии в Грузии демократии и скорейшем присоединении страны к Евроатлантическому сообществу.

Подготовка к выборам в странах-членах СНГ сопровождается всевозможными событиями, оценка которых независимыми наблюдателями из числа местных журналистов и политологов дается недвусмысленно и со знанием особенностей конкретной страны. Так, в частности, издатель независимой Интернет-газеты Uzmetronom.com Сергей Ежков описывает ситуацию накануне назначенных на 23 декабря президентских выборов, в которых Ислам Каримов вновь примет участие. Журналист, в частности, пишет о том, что "Председатель ЦИК Узбекистана в пространном интервью правительственному информационному агентству продемонстрировал правовую неграмотность, недопустимую для чиновника подобного уровня. В частности, на вопрос корреспондента "Можно ли спрашивать у избирателей, за кого они проголосовали", Мирзо-Улугбек Абдусаломов ответил: "Это не допускается, так как противоречит принципу тайного голосования и свободного волеизъявления избирателей". После чего первое лицо Центральной избирательной комиссии сослался на статью 7 Закона "О выборах президента Республики Узбекистан", в которой сказано, что "в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами..." Что ж, обнародование результатов общественного мнения и прогнозов в этот период закон действительно запрещает. Однако это вовсе не означает, что нельзя проводить самих опросов или попросту спрашивать граждан, за кого из претендентов на пост главы государства они отдали свои голоса".

Политическая борьба в государствах СНГ окончательно приобрела в начале ХХI в. весьма специфический характер, который подчеркивается ее достаточно однозначным оттенком. В своем интервью азербайджанской газете "Неделя" азербайджанский политолог Зардушт Ализаде определил некоторые из существующих общих и особенных черт "электорального вопроса" в Содружестве. Отвечая на вопрос о перспективах политического процесса в контексте предстоящих в недалеком будущем президентских выборов в Азербайджане, он заявил: "Избирательная кампания в Азербайджане имеет свои национальные особенности. В руках одного кандидата в лице действующего президента сосредоточены 80 процентов ресурсов, которые он без зазрения совести использует. Это нефтяные, медийные, административные ресурсы и репрессивный аппарат. Остальные 20% составляют люди, из которых 10% под угрозой преследования голосуют за действующего главу государства. Остальные 10%, изучая списки кандидатов и не обнаружив в них достойного, вновь голосуют за прежнего. Никакой альтернативы нет...большинство членов политических организаций - голодные люди... Зажиточные есть лишь в правящей партии. Они смогут не задумываясь помочь структуре. Разве обычная семья, живущая на зарплату, сможет выделить 1000 манатов в тех целях, чтобы видеть во главе государства своего кандидата? Единственное, на что у них хватит денег, так это заплатить 20 - 40 гяпик за проезд в автобусе, чтобы добраться до места проведения митинга в его поддержку". Разумеется, что происходящее власти в странах СНГ хотели бы представить международной общественности в совершенно ином свете. Если критика и действия тех, кто не подотчетен "местным начальникам страны" приобретают острые формы, отношение к критикам выражается в характерной для таких случаев форме. Например, недавно информагентство interfax.by процитировало слова белорусского президента, выразившего свою мысль с достаточной степенью откровенности: "Если бы Запад действительно хотел, чтобы Беларусь была такой, какой она должна быть, то он, по крайней мере, вел бы диалог. Если же диалог подменяется ультиматумом - это означает, что Западу угодно, чтобы Беларусь соответствовала тому негативному имиджу, который поддерживается в ее отношении... А что касается политики, то я убежден, что со временем Европа осознает, что не может полноценно жить без Беларуси, которая является ее сердцем". Насколько данное утверждение будет воспринято адресатом, покажет будущее.

Материалы предоставлены
агентством WPS.