В Москве прошла конференция "Антитеррор: комплексный подход"

Александр Тихонов
Красная звезда, 01.11.2007, с. 3

В Москве в рамках XI Международной выставки "Интерполитех" по инициативе Антитеррористического центра СНГ проведена научно-практическая конференция "Антитеррор: комплексный подход", в которой приняли участие сотрудники силовых структур государств - участников Содружества, представители различных министерств и ведомств, научные деятели. Внимание участников мероприятия прежде всего было сосредоточено на различных проблемах обеспечения защиты от террористических угроз транспортных коридоров Содружества.

Еще в 2000 году на Евразийском экономическом саммите в Алма-Ате Россия предложила создать в Евразии единую транспортную сеть, стержнем которой могла бы стать железнодорожная магистраль, проходящая через Китай, Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу и Германию. Для реализации этого проекта делается многое.

Так, на состоявшемся в Душанбе 5 октября 2007 г. саммите глав государств СНГ лидеры ЕврАзЭС договорились об организации к 2011 г. действующего Таможенного союза. Союз образуют три государства: Россия, Белоруссия и Казахстан. Киргизия, Таджикистан и Узбекистан намерены присоединиться к нему после выполнения ими различных условий по вступлению в эту структуру.

Среди экономических приоритетов Содружества главы государств СНГ назвали развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ. Достижение этой цели будет реализовано посредством конкретных задач: созданием равных условий для производителей транспортных услуг, гармонизацией и унификацией транспортного законодательства, норм, технических требований к транспортной инфраструктуре и транспортным средствам.

По решению глав государств в 2008 г. СНГ сосредоточит свои усилия на решении проблемы транзитного транспортного потенциала. В самое ближайшее время будет создана рабочая группа на уровне заместителей министров транспорта, которая и займется решением данных задач.

При этом, как подчеркнул в докладе на конференции руководитель АТЦ СНГ генерал-полковник милиции Андрей Новиков, одной из самых актуальных остается сфера безопасности - борьба с преступностью и терроризмом. "Конкурентоспособность транспортной инфраструктуры напрямую зависит от степени ее защищенности от террористических угроз", - отметил он.

Кстати говоря, уровень террористических угроз в транспортной сфере вряд ли можно преувеличить - до 70% терактов в мире происходит на транспорте или с использованием транспортных средств. В связи с этим очевидно, что разработка и реализация единой согласованной транспортной политики стран СНГ должна сопровождаться такой же единой и согласованной политикой в борьбе с террором. "Сочетание силовых решений с экономическими и технологическими, расширение круга субъектов, заинтересованных в результативности борьбы с терроризмом, - вот актуальные задачи сегодняшнего дня", - отметил генерал-полковник милиции Новиков.

Он подчеркнул, что одним из субъектов, от деятельности которого напрямую зависит эффективность сотрудничества спецслужб и правоохранительных органов в данной области, является Координационное транспортное совещание государств - участников СНГ, поскольку КТС СНГ выступает в качестве представителя консолидированных интересов стран Содружества в сфере транспорта. "И здесь я вижу, если называть вещи своими именами, провальную позицию", - заявил руководитель АТЦ СНГ.

Во-первых, в Содружестве нет надлежащей правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения безопасности на транспорте с точки зрения противодействия террористическим угрозам. Так, Координационным транспортным совещанием СНГ разработан модельный закон СНГ "О безопасности на транспорте". По разумной идее авторов этого документа, он должен отформатировать принципиальные подходы к обеспечению транспортной безопасности, предложить механизмы его реализации. "Однако анализ данного проекта показывает, что его контртеррористическая составляющая минимальна, - отметил генерал-полковник милиции Андрей Новиков. - Правовая база сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом на транспорте явно не соответствует современным требованиям. Иными словами, модельный закон морально устарел раньше, чем был принят".

Кстати говоря, проект закона "О безопасности на транспорте" в свое время вызвал повышенный интерес экспертов на заседании Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ. Такой закон пока принят только в России. В Азербайджане, Армении, Киргизии действуют и разрабатываются законы применительно к отдельным видам транспорта. А в некоторых странах Содружества подобного закона вообще нет.

Во-вторых, решением Координационного транспортного совещания государств - участников СНГ от 16 июня 2004 г. утвержден Перечень мероприятий по комплексному обеспечению безопасности на транспорте в государствах - участниках СНГ. По словам руководителя АТЦ СНГ, в этом документе не обозначены ответственные субъекты и сроки исполнения поставленных задач. Следовательно, неясно, как он может реально исполняться.

А самое важное то, что Координационное транспортное совещание в данном документе ставит задачи, исполнителями которых могут быть исключительно спецслужбы и правоохранительные органы государств - участников СНГ, а также их координирующие структуры - Совет руководителей органов безопасности, Совет министров внутренних дел, Антитеррористический центр СНГ. Однако утвержден документ без прямого их участия. Иными словами, его юридическая активность и возможность реализации автоматически обнуляются. Ни СОРБ, ни СМВД, ни АТЦ СНГ не находятся в организационном подчинении Координационного транспортного совещания государств - участников СНГ.

"Защита транспортных объектов на территории государств - участников СНГ, прежде всего транспортных коридоров, требует разработки и принятия такого модельного закона СНГ "О безопасности на транспорте", который в качестве самостоятельного раздела включал бы положения, относящиеся к механизму контртеррористической защиты, - подчеркнул генерал-полковник милиции Новиков. - Данный универсал должен быть дополнен таким разделом при самом активном участии спецслужб и правоохранительных органов наших государств".

В настоящее время необходимо распространение концепции транспортной безопасности на все государства Содружества. Решение данной задачи позволит не только снизить террористические риски на транспортных коммуникациях государств - участников СНГ, но и эффективно интегрировать данные транспортные системы в общемировые рынки, сделать евразийский транспортный коридор между Западом и Востоком через страны Содружества удобным и безопасным и, как следствие, востребованным и работающим в полную силу.

По словам руководителя АТЦ СНГ, Антитеррористический центр может выступить в качестве консультанта программ транспортной безопасности в государствах СНГ в их контртеррористической части.

Материалы предоставлены
агентством WPS.