Прикаспийская магистраль будет присоединена к российским железным дорогам

Александр Шугаев
Гудок, 18.10.2007, с. 1

На Втором Каспийском саммите, прошедшем в Тегеране, главы Туркмении, Ирана и Казахстана подписали соглашение о начале строительства прикаспийской железной дороги. Впоследствии она будет состыкована с сетью РЖД.

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов заявил, что трехстороннее соглашение предусматривает строительство железнодорожной магистрали в российском направлении на севере и в направлении Персидского залива на юге. По его словам, это исторический документ, который закрепил выдвинутую на саммите инициативу о развитии транспортного коридора "Север - Юг".

Президент России Владимир Путин провел переговоры с Гурбангулы Бердымухаммедовым, результатом которых стала договоренность о присоединении новой прикаспийской магистрали к сети РЖД для создания сквозного транзитного коридора между Ближним Востоком и Европой.

Глава Российского государства подчеркнул, что договоренности с туркменской стороной об инфраструктурных проектах будут выполняться в полной мере.

"После подписания трехстороннего соглашения железнодорожная ветка войдет в российские магистральные сети, мы существенно продвинемся вперед в создании перспективных транспортных направлений", - сказал Владимир Путин.

"Гудок" сообщал, что предварительная договоренность о создании второго транспортного коридора на Ближний Восток по маршруту Ералиево (Казахстан) - Узень (Казахстан) - Казанджык (Туркмения) - Кызылтерек (Туркмения) была достигнута во время встречи президентов Туркмении, России и Казахстана в мае нынешнего года. Казахстанские и туркменские специалисты уже приступили к проектированию второй транзитной железной дороги из Европы в район Персидского залива. Первая дорога Теджен - Серахс - Мешхед сдана в эксплуатацию 11 лет назад и сейчас уже не справляется с растущим грузооборотом.

Прогнозный объем перевозок на новом транспортном коридоре - 10 млн тонн. Теперь после подписания соглашения с Ираном новая ветка продлится до иранского города Горгана. Линия будет огибать Каспийское море с восточной стороны, ее протяженность составит свыше 800 км. Таким образом, будет создан новый железнодорожный коридор Россия - Казахстан - Туркменистан - Иран с выходом на Турцию и страны Персидского залива. Каждая страна будет строить свой участок дороги.

Заместитель начальника департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО "РЖД" Сергей Постников считает, что новый транспортный коридор стал бы весьма выгодным транзитным проектом для компании: он соединит Россию не только с Ираном, но и, возможно, с государствами бассейна Индийского океана. Проект представляет существенный интерес для ОАО "РЖД", у него значительный транзитный потенциал. Однако пока нельзя говорить о его реальных преимуществах. Сергей Постников заметил, что ценность проекта будет понятна после начала работы маршрута и величины фактического грузооборота.

Генеральный директор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарев отметил, что проект представляет стратегический интерес в целом для России. По его мнению, замыкая ближневосточный железнодорожный транзит на себя, наша страна сделает бесполезным транспортный проект, который предусматривает транзит грузов в Европу через Турцию и страны Кавказа. ОАО "РЖД" не придется строить новую линию, потому что Приволжская железная дорога стыкуется именно с тем участком железных дорог Казахстана, через который пойдет транзит. Эксперт прогнозирует, что на первых порах по железнодорожному коридору "Север - Юг" в год будет перевозиться 10 - 15 млн тонн грузов.

Материалы предоставлены
агентством WPS.