Экономические успехи Казахстана связаны с наличием у страны Стратегии развития

Дмитрий Сорокин
Российская газета (Москва), 17.10.2007, с. 10

Среди образовавшихся на территории бывшего СССР новых государств Казахстан выделяется устойчивыми и высокими темпами экономического роста. Среднегодовой темп прироста ВВП вот уже в течение нескольких лет составляет порядка 10 процентов. Устойчиво растут и реальные денежные доходы в расчете на душу населения.

Называют разные причины такого положения дел. Одни говорят, что высокие темпы экономического роста связаны с относительно невысокой точкой отсчета. Тем не менее известны и другие государства, где точка отсчета была еще ниже, но их темпы оставляют желать лучшего. С другой стороны, есть и такие, кто, располагая на старте более весомым потенциалом роста, продолжает балансировать на грани "несостоявшегося государства".

Многие связывают успехи Казахстана с личностью его лидера - президента Нурсултана Назарбаева. Так значит ли это, что с момента своего избрания на пост президента Казахстана глава государства сумел избежать каких-либо ошибочных решений? В жизни так не бывает, и, думаю, сам президент вряд ли положительно ответил бы на такой вопрос. Состояние дела в этом случае определяется не какими-то частными просчетами, которые всегда будут, а выбранной стратегической линией.

В основе успехов Казахстана лежит одно, но в высшей степени принципиальное решение, принятое президентом и озвученное в его первом послании народу Казахстана в 1997 году: о принятии Стратегии развития страны до 2030 года, определившей приоритетные цели и пути их достижения.

Исторический опыт показывает, что преодоление острейших, системных кризисов общества и переход на траекторию устойчивого социально-экономического развития всегда начинался с определения долгосрочных целей. Именно такой подход демонстрировали план ГОЭЛРО, именно эта методология лежала в основе послевоенного германского и японского "экономического чуда", прорыва "азиатских тигров", нынешних успехов Китая.

Дело в том, что преодоление разрушительных последствий системного кризиса требует осуществления таких масштабных качественных изменений во всех структурах общества, включая и его экономическую базу, которые невозможно реализовать в рамках кратко- и среднесрочных программ. Но если горизонт видения будущего ограничивается только указанными периодами, то подобные проекты из них просто "выпадают". А стратегия подменяется политикой "латания дыр".

Наконец наличие долгосрочной стратегии позволяет сохранять преемственность курса независимо от выборных циклов, что крайне важно для политической устойчивости общества.

Именно наличие такой стратегии, последовательное ее воплощение в жизнь и определяет сегодняшний облик Казахстана.

В послании народу Казахстана, с которым Назарбаев выступил в феврале нынешнего года, подведены итоги первых десяти лет реализации стратегии. Констатирован факт, что Казахстан в целом успешно завершил переходный период, в течение которого создана надежная база для постановки принципиально новой задачи: вхождение в мировую экономику в качестве ее полноправного, конкурентоспособного, динамично развивающегося субъекта, способного эффективно реализовывать национальные интересы. Для решения этой задачи сформулированы 30 важнейших направлений внутренней и внешней политики последующего периода.

Материалы предоставлены
агентством WPS.