"Люди должны знать, к кому они едут"

Гужева Надежда
Собеседник, N38, 03.10.2007, с. EV

Вопрос о "понаехавших тут" остается одним из самых актуальных для российской столицы. На заседании московского правительства на днях рассматривалась программа "Москва - столица многонациональной России". После совещания "Собеседник" встретился с председателем комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексеем Александровым.

Алексей Олегович, прошло уже более полугода с того момента, как вступил в силу федеральный закон о трудовой миграции. Предполагалось, что с его введением вопрос о бесконтрольном потоке гастарбайтеров будет решен, однако, как мы видим, воз и ныне там. Что недоглядели?

В первую очередь не решена проблема учета мигрантов. На данный момент Федеральная миграционная служба выдала 500 тысяч разрешений на работу иностранным гражданам. По законодательству работодатель, принявший иностранного работника, должен в течение 30 дней уведомить об этом ФМС и управление занятости населения по г. Москве. А таких уведомлений поступило менее 150 тысяч. Таким образом, 350 тысяч человек, имеющих разрешение на работу, на нее не устроились, и где они находятся, никому не известно. По закону эти люди должны покинуть страну в течение 90 дней. Не поверите - системы, учитывающей, выехал тот или иной гражданин, не существует.

Вторая проблема - медицинская. Получив разрешение на работу, приезжий обязан в течение месяца получить медицинское заключение о том, что он здоров. А поскольку регистрация сегодня носит уведомительный характер - человека ставят на учет на основании уведомления по месту пребывания, а не по месту жительства, то зачастую найти его потом достаточно проблематично. А между тем до 14 процентов иностранцев, прибывающих в Москву на заработки, инфицированы опасными для окружающих заболеваниями. Вновь встает вопрос о выдворении данной категории лиц из страны. Есть даже постановление правительства РФ, которое определяет порядок этих действий. Но с начала этого года еще ни один "больной по справке" Москву не покинул.

А известно ли число пребывающих в столице нелегалов?

Если человек, которому это известно, есть, его надо привлечь за то, что он знает, где они находятся, и не сообщает об этом правоохранительным органам. А если серьезно, то, по данным ФМС, в прошлом году на одного легального работника у нас было до девяти нелегальных. В этом году на одного легального приходится двое-трое нелегальных. Вопрос в том, что сегодня нелегалом быть невыгодно.

Существуют ли какие-то ограничения на приток зарубежной рабочей силы? Все-таки известно - если число приезжих превышает 15-20 процентов, это неизбежно вызывает негативные эмоции у коренного населения.

В этом году в Москве была квота на 750 тысяч человек из стран с безвизовым режимом. Это в первую очередь страны СНГ, кроме Грузии и Туркменистана, и 60 тысяч для стран дальнего зарубежья, с которыми у нас существует визовый режим. На следующий год предлагается установить 250 и 50 тысяч квот соответственно. Но, как подчеркнул на одном из заседаний московского правительства Юрий Лужков, мигранты должны дополнять экономическую систему города, а не переполнять ее. В связи с этим принята московская программа на три года, направленная на оптимизацию миграционных потоков, главная цель которой - замещение иностранных работников российскими. Идет создание нормальных условий для их пребывания в столице и, наконец, интеграция и адаптация тех, кто приезжает к нам работать. А приезжают в основном разнорабочие, неквалифицированные люди, совсем не те, кто сегодня нужен Москве. Отсюда следует вывод: необходим организованный набор персонала. Допустим, на территории страны, откуда к нам едут мигранты, открывается представительство, куда пересылаются заявки наших работодателей с требуемыми для работы специальностями. И первичный отбор осуществляется там. Таким образом, сюда люди приезжают уже с гарантией от правительства Москвы, зная, на какую работу и с какой зарплатой придут. Такая работа уже ведется, и, надеюсь, скоро будет подписано соглашение о трудовом обмене между правительством Москвы и Киргизской Республикой. А еще 18 сентября подписана программа о сотрудничестве в области трудового обмена с Таджикистаном. И этими странами СНГ дело не ограничится.

Если после этого вернуться к словам Лужкова, то вопрос с привлечением россиян оказывается самым сложным.

Все упирается в жилье. Наш соотечественник из Рязани с зарплатой в 8 тысяч рублей, готовый приехать в Москву, где средняя зарплата 15 тысяч, подсчитав, поймет, что ему выгодней остаться у себя. Если мы сможем организовать нормальные, достойные условия как для своих, так и для иностранцев, эти вопросы будут сняты. Пути решения видим следующие. Во-первых, это создание гостиниц упрощенного типа - по аналогии с районами Крайнего Севера, где работы ведутся вахтовым методом и люди приезжают в готовые гостиницы модульного типа. Там живут по 4, по 6 человек. Идет, например, застройка микрорайона. Пока она продолжается, можно использовать эти гостиницы при ней. Строительство закончилось - городок перемещается на новое место.

Во-вторых, планируем создать миграционный терминал, который бы стал "одним окном" для всех иностранных работников. Туда они могли бы прибывать, там вставать на учет, получать разрешение на работу, направление на медобследование, размещение во временной гостинице. И там же должна находиться миграционная биржа труда, где аккумулируются предложение и спрос. Собственно, прообраз такого терминала уже есть - это проводимые в Москве ярмарки вакансий.

А что насчет оплаты труда? Не секрет, что россиянин за те деньги, на которые согласны иностранцы, попросту работать не будет.

Здесь наиболее эффективным средством представляется разработка и принятие на федеральном уровне антидемпингового законодательства.

И наконец, вопрос на тему криминала. Данные ГУВД неутешительны - более 40 процентов преступлений, совершаемых приезжими, приходится на долю мигрантов. Есть ли способы контроля в этой сфере?

Необходимо создание единой информационной базы по всем иностранным работникам, находящимся на территории города. Туда должна заноситься информация о том, что данный работник заключил трудовой договор и в течение такого-то срока будет находиться в городе. Соответственно правоохранительные органы, осуществляющие надзор за соблюдением миграционного законодательства, должны иметь инструменты проверки состояния дел. Пусть это будет миграционная карта с электронным чипом, с помощью которой они смогут моментально получить всю информацию по данному мигранту. Причем туда необязательно включать такие подробности, как группа крови. Достаточно, чтобы она содержала уведомление, разрешение на работу, медицинское освидетельствование, трудоустройство. Если какой-то из этих пунктов отсутствует, следует более детальное разбирательство. Мы уже подготовили техническое задание для создания такого единого банка данных, которое проходит согласование в заинтересованных ведомствах. Конечно, эта работа должна вестись в контакте с территориальными подразделениями структур Москвы. Потому что в одиночку ни федеральные, ни региональные власти порядка в этом вопросе не наведут.

Материалы предоставлены
агентством WPS.