Казахстан вложил $50 млн в создание инфраструктуры для китайских грузов

Александр Шугаев
Гудок, 24.09.2007, с. 3

Первый в Казахстане транспортно-логистический центр (ТЛЦ) по обработке контейнерных грузов открылся в Алма-Ате. Центр был задуман два года назад. Инициатором проекта выступила одна из крупнейших инвестиционных компаний Казахстана Paragon Development.

Генеральный директор компании Серик Кушенов на открытии центра сообщил, что стоимость проекта составила $50 млн. 25% средств инвестировала инвесткомпания, 75% Paragon Development занял у Народного банка Казахстана. По мнению Серика Кушенова, подобного рода проект окупается в среднем от 7 до 10 лет.

Площадь ТЛЦ превышает 50 тыс. кв. м, на этой территории будут храниться, обрабатываться и штрихкодироваться грузы. Центр будет переваливать 60 тыс. контейнеров начиная с 2008 года, а в последующие - более 80 тыс. контейнеров в год.

Министр транспорта и коммуникаций Казахстана Серик Ахметов заявил, что до 2015 года в стране будет построено порядка 20 транспортно-логистических центров, в том числе и при финансовой поддержке государства. Так, в Астане ТЛЦ уже строится, в Караганде под строительство выделена земля, в Актау в экономической зоне морского порта также уже выделены площади. ТЛЦ появятся и на погранпереходе Достык, и на новом приграничном переходе Казахстан - Китай - Хоргосе.

Серик Ахметов заявил также, что близость Китая для транспортных и экспедиторских компаний Казахстана является приоритетным моментом в разработке стратегий своей работы в будущем.

Президент Гильдии экспедиторов России Семен Резер считает, что интенсивное развитие транспортно-логистической сети в Казахстане превратит эту страну в серьезного конкурента для российских транспортников. В то же время китайские контейнерные грузы необходимы для усиления транзитного потока по Транссибу, который входит в состав транспортного коридора "Китай - Европа".

Поэтому сейчас российским транспортным компаниям, прежде всего ОАО "РЖД" и его "дочкам", необходимо резко активизировать работу по привлечению китайских грузов.

По мнению эксперта, терминальная сеть ОАО "РЖД" и ОАО "ТрансКонтейнер" близ Забайкальска заметно проигрывает казахстанской новостройке. Кроме того, необходимо выстроить логистическую сеть на протяжении всего Транссиба. Семен Резер заметил, что для этого весьма эффективным может оказаться сотрудничество российских транспортных компаний с зарубежными фирмами, формирующими грузовую базу. В качестве примера он привел крупный контейнерный терминал в подмосковном Тучкове, созданный за год Дальневосточной транспортной группой и корейскими частными компаниями.

Однако для комплексного решения проблемы, по мнению эксперта, необходима государственная поддержка логистических проектов.

Как уже сообщал "Гудок", в ОАО "РЖД" утверждена программа строительства мощной терминально-логистической сети. В ближайшие три года компания при участии частных инвесторов планирует построить свыше 10 ТЛЦ. Одновременно для продвижения сквозной транспортной услуги компания формирует СП с железными дорогами Германии и Китая.

Материалы предоставлены
агентством WPS.