Скандинавы вложат 160 млн. долларов в Узбекистане

Антон Бурсак
РБК daily, 21.09.2007, с. 12

Скандинавская телекоммуникационная группа TeliaSonera за полтора года вложит в развитие третьего по величине узбекского оператора Coscom 160 млн долл. Средства пойдут на модернизацию сети и расширение ее географии. Аналитики считают, что TeliaSonera придется непросто: в регионе активно работают «дочки» МТС и «ВымпелКома», и их абонентские базы превышают базу Coscom в несколько раз.

В июле этого года TeliaSonera завершила сделку по приобретению за 292 млн долл. американской MCT Corp, владевшей 16,18% узбекского сотового оператора Coscom, а также по 60% акций в операторах Indigo и Somoncom и 12,25% акций крупнейшего сотового оператора Афганистана Telecom Development Co Afghanistan. Количество абонентов Coscom по состоянию на май 2007 года составляет 393 тыс., доля рынка - 11%. Выручка Coscom в 2006 году составила 26 млн долл долл., чистая прибыль - 5,8 млн долл.

Компания Fintur Holdings, контролируемая шведско-финской TeliaSonera, инвестирует в развитие GSM-сети оператора Coscom в Узбекистане до конца 2008 года 160 млн долл., об этом сообщил гендиректор Coscom Бора Байсал. По его словам, которые приводит агентство Reuters, до конца сентября этого года Coscom планирует подвести итоги тендера по выбору поставщика коммуникационного оборудования и определить детальные планы развития GSM-сети. Бора Байсал также подчеркнул, что Coscom выполнит все обязательства перед поставщиками оборудования, привлеченными прежним мажоритарным владельцем - американской MCT. В середине 2005 года MCT заключила контракт на поставку оборудования с Alcatel (теперь Alcatel-Lucent).

PR-директор TeliaSonera Ола Каллемур подтвердил РБК daily, что скандинавский холдинг намерен потратить озвученную сумму на развитие сети Coscom. Он отметил, что технические подробности относительно того, какие именно технологии собирается развивать оператор, станут известны позднее. Г-н Каллемур отказался пояснить, на какую долю рынка претендует Coscom. Пока его конкуренты далеко впереди.

Абонентская база «ВымпелКома» в Узбекистане по итогам второго квартала 2007 года составила 1,2 млн человек, база МТС по состоянию на август этого года - 2,18 млн. Обе компании называют рынок перспективным. «Уровень проникновения сотовой связи в регионе сравнительно невелик - около 15%, однако по некоторым показателям Узбекистан выглядит очень привлекательно, - говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая, - к примеру, показатель среднего количества минут на одного абонента (MOU) там превышает 500 минут, тогда как в России этот показатель около 150 минут. В Узбекистане мы считаем крайне перспективным направлением беспроводной широкополосный доступ, основными потребителями которого являются корпоративные абоненты. Весной этого года мы получили лицензию на развертывание 3G-сетей в регионе и ожидаем большого эффекта от этого проекта (сейчас МТС является единственным обладателем 3G-лицензии в стране. - РБК daily)».

Аналитик J'son&Partners Ирина Астафьева считает названную главой Coscom сумму достаточно внушительной: «Сумма инвестиций в разы превышает потенциальный годовой оборот компании. Если Coscom подойдет к выбору задач, на которые потратит деньги, разумно, у компании неплохие шансы серьезно увеличить свою рыночную долю.

С другой стороны, оператор, выходящий на рынок третьим, оказывается в положении догоняющего. Это не очень простая ситуация: достаточно вспомнить Украину, где приход «ВымпелКома» спровоцировал ценовые войны».

Пресс-секретарь «ВымпелКома» Екатерина Осадчая, напоминает что Coscom нужно задуматься и о маркетинге: «Для увеличения абонентской базы важны не только инвестиции в строительство сети, но и удачная маркетинговая политика». Бора Байсал рассказал журналистам, что компания сейчас обсуждает вопрос возможного ребрендинга.

Материалы предоставлены
агентством WPS.