В этом году Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Армения отметили 15-летний юбилей подписания Дого

Юрий Плутенко
Парламентская газета, 18.09.2007, с. 5

В последнее время об организации, созданной на базе договора, стали говорить как о важнейшей и влиятельнейшей международной структуре по обеспечению мира и стабильности на постсоветском пространстве. В сентябре-октябре планируется подписание соглашения о сотрудничестве между секретариатами ОДКБ и Шанхайской организации сотрудничества, следствием чего станет создание мощного пояса безопасности от Калининграда до Шанхая по противодействию вмешательству во внутренние дела извне, сепаратизму, терроризму, экстремизму, наркоторговле, организованной преступности, незаконной миграции.

Тесное сотрудничество ОДКБ и ШОС положительно скажется на уровне безопасности всех государств - членов этих организаций, в том числе и России. Сегодня даже трудно представить, сколь глобален может быть совместный потенциал ОДКБ и ШОС: мощь вооруженных сил, динамика роста экономик, значительнейшие природные и людские ресурсы. На Западе уже сегодня, нервно подсчитывая, какой аппетит будет у ОДКБ и ШОС через несколько лет, говорят о рождении нового политического блока, который может превзойти по влиятельности даже Организацию Варшавского договора. Об этом рассказывает в интервью "Парламентской газете" генеральный секретарь ОДКБ Николай БОРДЮЖА.

- Николай Николаевич, как, на ваш взгляд, могут сотрудничать ОДКБ и ШОС?

- Прежде всего ОДКБ и ШОС не надо создавать дублирующие структуры. Например, в ОДКБ отработан и успешно действует механизм по противодействию наркотрафику. Перед ШОС такая задача тоже стоит. Мы можем передать наш опыт коллегам из Шанхайской организации. Созданный в формате ОДКБ Координационный совет по противодействию наркотикам может успешно работать в интересах обеих организаций. Да в принципе и работает. Спецслужбы Китая, а также 16 других стран мира уже второй год участвуют в антинаркотической операции ОДКБ "Канал". И мы приветствуем участие в "Канале" китайских коллег, поскольку очевидно, что только при координации международных усилий по борьбе с наркотрафиком из Афганистана можно добиться положительных результатов.

В интересах безопасности ОДКБ и ШОС могут сотрудничать и в политической области, координируя внешнеполитические усилия, например в ООН, в продвижении своих инициатив. Политический потенциал обеих организаций представляет значительную силу, позволяющую решать многие вопросы.

Третье направление сотрудничества - борьба с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом. Центральная Азия с учетом фактора Афганистана - это очень неспокойный регион.

Следующее направление сотрудничества - борьба с незаконным оборотом оружия, радиационных материалов, их транспортировкой, с транснациональными организованными преступными группировками.

Отмечу, что в ОДКБ есть много того, чего нет в ШОС. Например, Соглашение о статусе коллективных сил, в соответствии с которым мы можем оперативно решать вопросы переброски воинских частей из одного государства - члена организации в другое. А это весьма важно в рамках реализации основополагающей, как я считаю, статьи 4 Договора о коллективной безопасности, где зафиксировано, что агрессия против одной из стран - участниц ОДКБ является агрессией против всех. Статус коллективных сил, повторюсь, позволяет нам оперативно реагировать на экстренные ситуации и иметь соответствующие силы для защиты суверенитета всех государств - членов организации.

- Возможно ли проведение совместных учений ОДКБ и ШОС?

- Конечно. Все зависит от политической воли государств-членов.

- Станет ли в перспективе ОДКБ политическим полюсом мира, предлагающим отличный от НАТО путь государствам к миру и безопасности, то есть некой альтернативой НАТО и тому "порядку", который альянс принес народам Югославии, Ирака?

- ОДКБ выступает за сотрудничество с НАТО, а не за противодействие ему. ОДКБ, как и ШОС, не аналог Организации Варшавского договора периода холодной войны. Ни в одном документе ОДКБ и ШОС нет пункта о противостоянии НАТО.

А вот сотрудничать с НАТО мы могли бы весьма эффективно. Например, в Афганистане, в борьбе с наркотрафиком. Попытки некоторых западных политиков найти врага говорят только о том, что они отстали от века. То у них враг Китай, то Россия, то Белоруссия. Сегодня уже всем ясно: план США по устройству однополярного мира провалился. И не потому, что этому помешали Россия, Китай или Ирак. Этот план отвергла сама жизнь. Сегодня есть многополюсный мир: КНР, возрождающаяся Россия, Европа, США.

- Недавно Президент России принял решение о приостановке действия для нашей страны ДОВСЕ, объявил о возобновлении регулярных полетов стратегической авиации над Атлантикой.

- Эти меры российского руководства мне близки и понятны. Они полностью адекватны современным вызовам и угрозам. Россия возрождается, она набирает силу как мощное государство. Она восстанавливает свой потенциал, утраченный в 90-х годах. И, не скрою, мне это очень приятно.

Я всю жизнь занимаюсь вопросами безопасности. И меня профессионально волнует то, что сегодня происходит вокруг границ России, Белоруссии и стран ОДКБ: создание ПРО в Европе, новых военных баз, продолжающееся расширение НАТО на Восток. Зачем вокруг нас создавать или восстанавливать военную инфраструктуру? Меня беспокоит создание в экстренном порядке военных баз в Румынии, на что США только что выделили 68 миллионов долларов, и в Болгарии.

Развертывание систем ПРО в Европе, убежден, качественно меняет ситуацию, так как фактически означает приближение ядерного потенциала США к границам государств - членов ОДКБ.

Нас беспокоит создание военной инфраструктуры США в Средней Азии, на Кавказе. Военные объекты всегда и везде создаются под конкретные военные задачи. Вкладывать в объекты сотни миллионов долларов никто просто так не будет. Против кого эти военные приготовления и программы? Против КНДР? Я не исключаю, что на территории Грузии в будущем будут создаваться военные объекты для шантажа России.

- В 2007 году ОДКБ отметила 15-летие. Каковы, по-вашему, главные достижения организации?

- С момента подписания Договора о коллективной безопасности в 1992 году до 2000 года, честно говоря, ничего особого не происходило: ДКБ стагнировал, как СНГ и многие другие организации. Но после известных событий 1999-2000 годов в Киргизии, куда вторглись отряды исламистских боевиков, ОДКБ стала оживать. Главное достижение в том, что пришло понимание необходимости создания коллективной системы безопасности. Сегодня ОДКБ предлагает не эфемерные, а реальные гарантии безопасности всем ее участникам.

- Планируется ли вступление в ОДКБ новых стран?

- Мы не ставим сегодня вопроса о необходимости вступления в ОДКБ новых членов. Если какое-либо государство захочет участвовать в системе коллективной безопасности и подаст такую заявку, Совет коллективной безопасности, членами которого являются главы государств, рассмотрит ее. Форсировать же привлечение в ОДКБ новых членов в настоящее время нет необходимости. Для развития ОДКБ нам нужны участники, которые не на словах, а реальными практическими делами готовы укреплять коллективную безопасность.

- Представляют ли угрозу безопасности стран ОДКБ государственные перевороты по типу "цветных революций"?

- ОДКБ создана для отражения внешнего вторжения, для защиты территориальной целостности и суверенитета государств-членов, но не для вмешательства во внутриполитические процессы. Последнее - дело каждого государства. В противном случае организация превратится в жандарма. В формате ОДКБ мы никогда не отрабатывали никаких войсковых операций для спасения того или иного режима. Но если внешние силы пытаются дестабилизировать ситуацию, то ОДКБ должна пресекать такие попытки.

- Как обстоит дело с созданием миротворческих сил ОДКБ?

- В Душанбе 6 октября главам государств - членов организации будет представлен пакет документов по созданию миротворческого контингента ОДКБ. Это 4 базовых соглашения, над которыми мы работали в течение трех лет. Это была сложная работа не только по внутригосударственному согласованию, но и по согласованию документов с нормативной базой ООН. Направление миротворцев ОДКБ в тот или иной регион может осуществляться только по согласованию с противоборствующими сторонами по решению Совета Безопасности ООН и Совета коллективной безопасности ОДКБ.

Материалы предоставлены
агентством WPS.