"Тенгизшевройл" будет возить нефть по железной дороге

Людмила Подобедова, Екатерина Голубкова, Астана
РБК daily, 07.09.2007, с. 4

Компания "Тенгизшевройл" (ТШО) планирует уже в этом году транспортировать дополнительные объемы нефти с разрабатываемых ею месторождений в Казахстане по железной дороге из-за пробуксовки решения о расширении КТК. Об этом РБК daily рассказал в Астане заместитель управляющего директора Евразийского подразделения Chevron International Exploration and Production Тед Этчисон. На пресс-конференции в рамках II Евразийского энергетического форума он объяснил, что помимо железной дороги рассматриваются и альтернативные трубопроводные маршруты, в частности Баку - Тбилиси - Джейхан. Эксперты считают, что даже при условии, что железнодорожный маршрут окажется для компании дороже трубопроводного, она будет в состоянии окупить свои затраты.

Мажоритарием СП "ТШО" является компания ChevronTexaco Overseas, которой принадлежит 50% акций в проекте, ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc. владеет 25% акций, госкомпания "КазМунайГаз" - 20%, еще 5% акций предприятия у российско-американского СП LUKArco. Консорциум разрабатывает нефтегазовые месторождения Тенгиз и Королевское в Атырауской области Казахстана.

Тед Этчисон не раскрыл объемов будущей перевозки нефти по железной дороге и точных маршрутов. Однако он пояснил РБК daily, что проект очень хорошо разработан и рассчитан на несколько маршрутов. "Некоторые идут на север (в Россию. - РБК daily), некоторые - в других направлениях, но не в Китай", - сказал топ-менеджер.

По словам участников казахского рынка, по железной дороге из Казахстана на сегодняшний момент можно транспортировать не более 5 млн т. нефти в год. Дмитрий Лукашов, аналитик Альфа-банка, считает, что потенциально эти цифры могут быть гораздо выше: только 5-7 млн т. через Актау до Махачкалы, где нефть можно перегрузить в трубу Махачкала - Новороссийск и далее отправлять из Новороссийска танкерами на экспорт, такое же количество можно направить по железной дороге и в направлении России. Однако с учетом величины железнодорожных тарифов из Казахстана по железной дороге выгоднее транспортировать нефть до украинских портов, в частности в Одессу или Феодосию.

Еще один маршрут - это Батуми, куда казахская нефть поставлялась еще до появления КТК. По словам Дмитрия Лукашова, перевалка нефти по железной дороге может оказаться дороже, чем по трубе (КТК. - РБК daily), - 2 долл. за баррель с учетом дальнейшей перевалки на танкеры при маршруте через Актау.

Сергей Григорьев, вице-президент "Транснефти", пояснил РБК daily, что, если казахские экспортеры пожелают увеличить перевалку нефти через Новороссийск, они должны будут получить разрешение в комиссии Минпромэнерго, утверждающей экспортные графики, и выяснить, хватит ли наливных эстакад железной дороги для того, чтобы принять этот груз. По его данным, сегодня через Новороссийск танкерами поставляется около 42 млн т. нефти в год, 5-6 млн т. нефти есть возможность перевезти по железной дороге. Как отмечает г-н Григорьев, в "Транснефть" представители ТШО по этому поводу не обращались.

Участники рынка отмечают, что для нефтяников было бы более выгодным расширение мощностей КТК до 67 млн т. в год. Однако этому препятствует позиция мажоритария проекта - России, которая выступает за повышение тарифов на прокачку нефти по этой трубе и уменьшение процентных ставок по кредитам, которые акционеры выделяют на развитие проекта. Вместе с тем участники КТК, куда входит и Chevron, не теряют надежды, что расширения трубопроводной системы все-таки удастся добиться. По словам Теда Этчисона, переговоры по расширению КТК продолжаются, стороны рассчитывают на решение спорных вопросов.

Материалы предоставлены
агентством WPS.